29 сентября 2015

Sorcery! The Shamutanti Hills

Теплая ламповая игра, пришедшая к нам из докомпьютерной эпохи. Настоящий привет из прошлого, который, правда, не все смогут оценить…
Sorcery-01_2

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

Персональные компьютеры настолько прочно вошли в обиход, что уже и не верится, что всего-то пару десятков лет назад они встречались в домах очень нечасто. Место компьютерных игр тогда занимали игры настольные, в которые в основном играли в компании друзей. Собственно, именно они и положили начало многим популярным жанрам компьютерных игр. Даже механика порой копировалась практически один в один, а сам компьютер просто исполнял роль ведущего.

Один из видов «докомпьютерных» игр – книги-игры. Фактически, это аналог современных RPG для одного игрока. В отличие от многих других игр, в них без проблем можно было играть одному, помощи ведущего или наличия других игроков тут не требовалось. Это было приключение одного героя, которым и управлял игрок… или правильнее будет сказать «читатель»?

Насколько я знаю, на западе книги-игры были очень популярны начиная еще с 70-х годов. А вот в странах Союза они были известны намного меньше. Если не ошибаюсь, первым (и как бы не единственным) хоть сколько-нибудь популярным автором у нас стал Дмитрий Браславский. Причем первая его книга вышла только в 1991 году – на несколько десятков лет позже расцвета этого жанра в «мире капитализма».

Называлась она «Подземелья Чёрного замка» и выглядела вот так:

Sorcery-03_1

В течение нескольких лет к ней прибавились книги «Тайна капитана Шелтона», «Верная шпага короля» и «Повелитель безбрежной пустыни». Еще несколько книг были анонсированы чуть позже, но в печать так и не пошли. Бум персональных компьютеров положил этому жанру конец, выбор между книгой-игрой и игрой на компьютере для большинства был совершенно очевиден.

Sorcery-01_1

В детстве к нам с друзьями в руки попали первые две книги, и очень быстро мы затерли их чуть ли не до дыр. Там было все, и сражения с коварными монстрами, и путешествия по сказочным странам, и поиск артефактов, и прокачка персонажа, и куча всего еще. При этом правила были очень просты, для игры хватало двух игральных кубиков, карандаша да листка бумаги.

Каждая книга была поделена на множество крохотных параграфов, каждый из которых содержал ссылки на следующие. Хотите пойти по дороге направо – перейдите к параграфу 7. Хотите пойти налево – читайте параграф 90. А чтобы воспользоваться магическим зельем, прибавьте к номеру текущего параграфа 5 и узнайте, что в этом случае произойдёт. Перед читателем открывался целый мир, в котором все зависело только от него. В большинстве случаев пути назад не было, узнать, что было бы, пойди игрок по другой дороге, можно было только при следующем прохождении.

Sorcery-04_1

Как и в любой уважающей себя RPG, у каждого персонажа были свои характеристики – сила, ловкость, удача и обаяние. Они учитывались как в битвах, так и во время путешествий. Далеко не любой персонаж мог выломать закрытую дверь или перебраться через реку по канату, для этого нужно было обладать соответствующим значением силы и ловкости. Сами битвы проводились с помощью кубиков – тут играли роль не только характеристики персонажа и его экипировка, но и банальная удача.

Оценивать сложность тех игр по детским воспоминаниям я не рискну, но тогда нам их хватило очень надолго. Миры у автора получились весьма солидных размеров, так что вариантов у игроков была масса, а повторное прохождение могло быть совершенно не похожим на прошлое. И даже после десятка неудачных попыток было и близко не очевидно, как все-таки добраться до заветной цели. А уж тем более победить главного злодея и остаться в живых.

Sorcery!

Все это было много лет назад. Сейчас о существовании подобных книг-игр помнят единицы, их заменили современные игры с трехмерной графикой, искусственным интеллектом, сложными спецэффектами и кучей модных наворотов. Наверное, кто-то скажет, что вспоминать о всяких допотопных играх прошлого сейчас просто смешно. Вот только было в них что-то такое, чего сейчас не могут дать 90% современных модных игрушек, где, несмотря на огромные возможности, которые открывают перед создателями игр современные компьютеры, все реже можно встретить не только нелинейное прохождение, но даже сколько-нибудь интересный сюжет.

Sorcery-02_1

На серию игр Sorcery! я наткнулся практически случайно. И, честно говоря, просто не поверил своим глазам. Ведь это не что иное, как компьютерная адаптация одной из некогда знаменитых на западе книг-игр. Причем выполнена адаптация очень бережно, насколько я понял, разработчики не только старательно перенесли весь текст, но и сохранили авторские иллюстрации. Хотя для нас с вами особого значения это не имеет, ведь очень сомневаюсь, что кто-то видел оригинал.

[iframe url=»//www.youtube.com/embed/O6KrDNeaRzA» width=»640″ height=»360″ scrolling=»no» frameborder=»0″ marginheight=»0»]

Сразу скажу, что текст исключительно на английском, перевода на русский нет и, видимо, не предвидится. Глубоких знаний английского он не требует, но какой-то словарный запас иметь все же надо, иначе удовольствие от игры будет напрочь испорчено.

Сюжет

Действие происходит во вселенной Fighting Fantasy (вроде как известной, хотя я лично слышу о ней впервые), завязка довольно проста. Жил был на свете король, и была у него магическая Корона Королей, наделяющая своего владельца потрясающими лидерскими качествами. Учитывая надвигающуюся войну со всякими нехорошими тварями из соседнего региона, корона была очень к месту – она позволяла сплотить войско из разных рас и разгромить врага. Проблема в том, что как раз перед этим она была похищена вражеским Архимагом, который с ее помощью собирается усилить свое войско новыми монстрами. Игрок тут выступает в роли безымянного героя, поклявшегося проникнуть в самое сердце вражеской территории, сразиться с Архимагом и вернуть ценный артефакт.

Sorcery-34Sorcery-33

Впрочем, для начала нужно хотя бы добраться до вражеской страны, лежащей по другую сторону гор Shamutanti Hills. Путь мало того, что неблизкий, так еще и довольно опасный – местность кишит монстрами и ловушками, а местные жители подозрительны и недружелюбны. Именно этому путешествию и посвящена первая часть игры, все их должно быть четыре. Три игры в Google Play уже продаются, четвертая на подходе.

Игровой процесс

Внешне игра выглядит следующим образом. Пред игроком раскрыта большая карта, на которой стоит фигурка его персонажа. Синими флажками отмечены ближайшие места, которые можно посетить. Чтобы попасть в выбранное место, достаточно просто передвинуть фигурку.

Sorcery-31Sorcery-32

Sorcery-26Sorcery-15

Как и раньше, основу игры составляет текст. Вам подробно описывают, что происходит вокруг, и предлагают на выбор несколько вариантов действий. Игрок сам решает, как поступить в той или иной ситуации, и сам несет ответственность за свои решения. Что-то аукнется сразу, что-то ближе к концу игры, кое-что не скажется в этом прохождении вообще.

Sorcery-17Sorcery-16

Sorcery-14Sorcery-13

Sorcery-12Sorcery-06

Sorcery-08Sorcery-07

Механика боев немного изменилась. Никаких кубиков теперь нет, вместо них теперь шкала силы удара. Игрок сам выбирает, хочет ли он в этом раунде атаковать противника или встать в защитную стойку, а также выбирает силу удара. Если и персонаж игрока, и его противник решили атаковать, то успешной будет считаться атака с наибольшей силой. От нее же зависит и количество очков жизни, которые потеряет раненый персонаж. Если же один из участников битвы решит не атаковать, а защищаться, то отделается лишь легким ранением, какой бы сильной ни была атака его врага.

Sorcery-28Sorcery-27

Главная хитрость в том, что во время сражения оба бойца устают, каждая последующая атака будет слабее прошлой. Волей-неволей придется либо чередовать мощные удары со слабыми, либо отдыхать, используя защитную стойку. Задача игрока – не просто размахивать мечом почем зря, но подловить противника на неосторожной атаке. Иногда в этом может помочь текстовое описание битвы, иногда – знание противника или же просто удача.

Главная особенность серии «Sorcery!» – огромное число магических заклинаний. Причем боевые заклинания вроде огненного шара или молнии – лишь вершина айсберга, хватает в магической книге и других вариантов, от заклинаний поиска верного пути и разных иллюзий до призыва монстров, защитных сфер, магического тумана, замедления падения и всего прочего. Всего их около трех десятков, правда для некоторых могут потребоваться специальные ингредиенты. Применять их позволяют часто, вот только за большую часть заклинаний придется расплачиваться жизненной силой. Так что начинающий маг, швыряющий фаерболы налево и направо, рискует очень быстро протянуть ноги. Кроме того, магия может выйти и боком – невовремя произнесенное заклинание слабости может ударить по самому герою, а вызванный при сильном ветре магический туман тут же растает без следа. Так что думать приходится и тут, тем более, что игрок не просто выбирает заклинание из предложенного списка, а пишет его из доступных букв.

Sorcery-21Sorcery-20

Sorcery-19Sorcery-11

Sorcery-25Sorcery-24

В крайнем случае можно вознести молитву богам – обычно они прислушиваются к героям, но только тогда, когда их беспокоят не слишком часто. Каждый конкретный день можно «докричаться» только до какого-то определенного бога, причем у каждого из них своя специализация. Кто-то исцеляет от ран и болезней, кто-то помогает избежать западни, и так далее.

Sorcery-18Sorcery-05

Хотя главное в этом приключении – голова на плечах. Даже самый крутой герой не должен забывать о том, чтобы купить припасов в дорогу и вовремя устроить ночлег. Иначе до цели он доползет полуживым от голода и усталости и умрет от простого пинка.

Sorcery-04Sorcery-03

Впрочем, игра очень дружественна к новичкам и всегда позволяет переиграть историю с любого момента. Правда, не уверен, что это так уж здорово – соблазн отмотать время назад очень велик, вот только подобное «читерство» быстро и незаметно убивает все удовольствие от игры. Это примерно как начать читать детектив с последней главы, красоту замысла автора после этого будет оценить очень сложно.

Впечатления

Качество адаптации не вызывает никаких вопросов. Текст, музыка, визуальный стиль, здесь на твердую пятерку. Чувствуется, что делали с душой. С одной стороны, разработчики бережно сохранили все особенности «теплой ламповой» книги-игры, с другой – усовершенствовали старую концепцию, добавив перемещение по карте, отрисовав содержимое инвентаря, подправив боевую систему и так далее.

Главная ложка дегтя – продолжительность игры. По сути, перед нами только начало приключения, своего рода пролог. Это развлечение буквально на один вечер, при том, что стоимость у игры по меркам мобильных приложений немаленькая – 200 рублей. Я прошел игру практически со второй попытки, правда, два раза переиграв один бой. Следующая часть приключения продается в качестве отдельной игры и стоит еще столько же. Да, я понимаю, что в оригинале каждая часть приключения продавалась в виде отдельной книги, но для компьютерной игры это дикость. Это примерно как продавать шахматную доску по частям. Или песню по одному куплету.

Sorcery-02Sorcery-01

Даже если забыть про цену, меня смущает еще один момент. После успешного прохождения игра предлагает сохранить свой прогресс в облаке, чтобы в следующей части продолжить играть тем же персонажем. Вот только, насколько я понял, это вовсе не обязательно, каждую часть можно начать с нуля. А значит, решения из первой части игры какого-то особого влияния на следующие главы не окажут. Наверное, какие-то предметы облегчат последующее прохождение, а какие-то знакомства потом разок аукнутся в пути, но не более того. Одна большая игра с открытым миром – это совершенно не то же, что четыре крохотных локации. Пусть даже количество текста там будет одинаковым. Второй вариант по определению намного скучнее.

Говорят, что первая игра получилась наиболее простой, а чем ближе к финалу серии, тем богаче фантазия автора и тем интереснее играть. Вроде бы, под конец герой даже во времени сможет путешествовать, посещая одни и те же места в прошлом, настоящем и будущем. Тут ничего сказать не могу, кроме первой части пока ни во что не играл.

Выводы

Нишевая, но безусловно качественно сделанная игра с довольно солидной стоимостью. Если бы не длительность, то мог бы смело рекомендовать всем поклонникам жанра, а так это скорее для тех, кто соскучился по «теплым ламповым играм». Впрочем, современные игроки этот формат скорее всего в любом случае вряд ли поймут – а жаль, на мой взгляд, для мобильных устройств он прямо-таки идеален.

qr-codegoogle_play


twitterspan

Читайте также

9 комментариев на «“Sorcery! The Shamutanti Hills”»

  1. Alexandr.Noskov:

    Сразу вспомнился далекий 2005 год, SE K750i и квест на тему Fallout, выполненный как раз в таком жанре. Даже скрин нашел, смотрите ребята во что ваши отцы на работе играли:

    • Dmitriy Galkin:

      А я вспомнил 99 год и Arda MUD, в котором мои коллеги тренировали силу удара на белках.

  2. Nozzy Nostrill:

    Занятно, жаль, что в английском дуб

  3. Chernov Yuriy:

    Шикарная игра, как и продолжения, которые становятся только, больше, лучше и сложнее.

    Пройти-то ее не так сложно, но попробуйте собрать как можно больше магических предметов, золота, сохранить еду. Два зуба гиганта на скрине — не серьезно 🙂 Более или менее оптимальный путь дается совсем не быстро. Да и с одним прохождением нельзя обнаружить множество секретов.

    А любителям книг-игр в более традиционной форме стоит посмотреть на игры от Tin Man Games.

  4. Мальфет:

    Sorcery, пожалуй, мои любимые игры для Андроид. И не верьте, что все можно пройти за один вечер — да, можно, если перескакивать с параграфа на параграф и стремиться к концу (но и в этом случае пара вечеров будет занята, а каждая новая игра длиннее предыдущей. Первая Sorcery — самая короткая из всех), но потом можно пройти другой дорогой и даже прежние встречи и прежние диалоги уже будут звучать по иному. А ведь все, что происходит в одной главе отражается на события в следующих главах.

    • TimeS:

      Я вот к концу не стремился, а все равно очень быстро прошел. Финальные титры стали очень неприятным сюрпризом, я был уверен что это лишь половина игры.

      Что не говорите, а продолжительность преступно мала. Лучше бы в два раза подняли цену, но объединили пару частей в одну большую игру, не разрезая живой мир на ломтики. Технически это было не так уж сложно

      • Мальфет:

        Первая игра самая короткая. Вторая раза в два длиннее, третья — раза в четыре, но даже в первой есть разные варианты прохождения.Очень может быть, что вы и половины не видели.

  5. Дмитрий Донской:

    Классно!!! Но дороговато, млин… И английский смущает…

  6. Roman Pashkuda:

    Советую обратить внимание на серию Gamebook Adventure от Tin Man Games. Более десяти игр в этом же жанре