15 мая 2019
Берёзки NEWS №72. Холодильник в смартфоне
Александр Носков
Смогут ли первые смартфоны с аппаратной поддержкой блокчейн изменить мир? И при чем тут холодильник?
Здравствуйте.
Современный мир полон новых идей, не видят этого только те, кто ментально живет в старом, доцифровом мире. У нас есть отличная связь для прямого общения со всем миром, есть все, чтобы человечество совершило технологический (если не научный) прорыв во всех областях знаний и в искусстве. Чем бы ни занимался человек, у него есть возможность связаться с любым специалистом (если он достаточно вежлив и сможет заинтересовать собеседника), получить любую консультацию, организовать рабочую группу и творить. На одном конце сети может сидеть водитель экскаватора из Техаса, пишущий музыку под грохот механизмов, а на другом – продюсер известной музыкальной группы из Москвы, а сотрудничать им мешают отсутствие глобальной системы взаиморасчетов и административные барьеры. И низкая техническая грамотность. Давайте взглянем на нашу культуру производства и вовлечения в него сотрудников со стороны, она до сих пор архаичная. В любой современной компании всегда есть некое руководство, которое сочетает в себе функции принятия решений, выбора курса развития, осуществление безопасности и распределения полученных материальных благ. Этажом ниже находятся доверенные руководители этих направлений, начальники отделов, которые уже непосредственно следят и контролируют рядовых исполнителей. Повторить такую структуру в полном объеме при децентрализованной структуре производства и используя только электронные коммуникации невозможно, и вот несколько причин, почему:
а) Специалист отдела цифровой безопасности не сможет проверить рабочий (он же домашний) компьютер.
б) Директор по персоналу не сможет накричать на работника, пытаясь выдавить из него дополнительную бесплатную производительность.
в) Никто не сможет заставить удаленного работника носить сиреневые шаровары и малиновый жакет с бирюзовыми аксельбантами, как и любую другую бредовую одежду из понятия «Dress Code».
Это положительные моменты для наемного работника, но есть и отрицательные:
а) Без объяснения причин удаленному работнику или партнеру могут просто не заплатить. И призвать к ответу за это невозможно.
б) К денежному вознаграждению за выполненную работу, переданному через банковский перевод, есть доступ не только у заказчика и исполнителя, но также у банка и контролирующей госструктуры.
в) На данный момент времени не существует четкой правовой базы, которая бы регламентировала такого рода деятельность. Любые финансовые споры, связанные с поведением заказчика и исполнителя, решаются в обычном суде, где нужно представлять доказательства (читай, документы). Любой здравомыслящий судья не возьмется судить, если в качестве «доказательства» пострадавшая сторона покажет скриншот с перепиской.
г) Удаленная работа в составе децентрализованного коллектива не может быть связана с изготовлением каких-либо физических предметов, а только с плодами ментальной деятельности. В противном случае всю выгоду от такого сотрудничества съест чек за доставку.
Правовых условий для того, чтобы было налажено плодотворное финансовое сотрудничество нашего экскаваторщика из Техаса и продюсера из Москвы, пока еще недостаточно. И главной проблемой, повторюсь, является вопрос распределения полученной прибыли после создания и продажи совместного проекта. Есть и более прозаичная финансовая причина – рубль или доллар в своем путешествии через океан значительно скукожится, потому что каждый банк, через который он пройдет, отщипнет себе кусочек, так или иначе.
Все вышеперечисленное наталкивает на одну простую мысль – современное устройство социальной жизни человека, государственные органы власти (любой страны) и действующая правовая база значительно отстают от технического прогресса. От тех возможностей, которые уже есть, но не могут работать из-за политических доктрин, боязни всего нового высокопоставленных чиновников и инертности мышления отдельных граждан. Или, если хотите, органы государства (все) не готовы делиться частью своих полномочий и ответственности с простыми гражданами. Объясню, почему.
Любые договорные отношения между двумя людьми, которые подразумевают перевод денежных средств, в социальной доктрине современного общества требуют наличия некоего посредника. Это может быть банк, адвокатское бюро, аукцион, биржа или торговая сеть. Наши далекие предки использовали для этих целей деревенского старосту или местного урядника, передавая ему залог сделки или сами предметы для обмена за долю малую. Этот царский «урядник» теперь переселился из уютной квартирки на Фонтанке в правовое поле, перестал быть физическим объектом и стал фигурой воображаемой, но вполне себе существующей в виде законов и органов регуляции. Очевидно, что со временем этот «урядник» настолько привык к получению прибыли, что ее упущение кажется ему преступлением. Он даже узаконил это. У нас пока еще можно бесплатно передавать наличные деньги из рук в руки, но сколько это еще продлится, неизвестно. Техасский шериф недалеко ушел от урядника, и если у экскаваторщика вдруг появится на счету в банке приятная кучка звонких долларов, то к нему обязательно придут и попросят объяснить, откуда они. И горе ему, если он покажет скриншот переписки из мессенджера.
Суть происходящего очень хорошо показана в рассказе Аркадия Аверченко «Золотые часы», который очень рекомендую к прочтению.
Появление криптовалюты вызвало бурю протестов в высоких кабинетах всех государств, которые руководствуются в своей деятельности «национальными интересами», а не правами граждан. Оставим в стороне тот факт, что сама идеологема «национальные интересы» противоречит конституциям стран, которые говорят о них. Мы все (я уверен в этом) хотели бы получать отчеты от правительства на тему «как я выполняю свои обязательства, прописанные в конституции), и тем более стыдно слышать про «национальные интересы» относительно внутренних вопросов. Стыдно за то, что мы позволяем показывать нам это. Для тех, кто не понял – любые вопросы граждан внутри государства являются «национальными интересами», они не могут быть «не в наших национальных интересах», иначе это начинает попахивать нацизмом. Впрочем, мы отвлеклись. Биткоин дал каждому человеку ту самую возможность – передавать наличные деньги из рук в руки, минуя «шерифов». Убрал ли биткоин риски, связанные с платежами? Конечно же, нет, они остались, но их стало меньше. Биткоины могут украсть вместе с носителем и с помощью старого доброго паяльника получить доступ к содержимому, тут полный паритет с банковскими картами и счетами. Однако если физический контакт с носителем невозможен (в широком смысле), то просто забрать чужие деньги не получится ни у кого. И фраза «мои биткоины арестовали по решению суда» пока еще звучит как анекдот.
А как можно применить биткоины в рамках удаленной деятельности? Представим себе ситуацию, когда маленькой компании необходимо разработать прототип нового электронного устройства. У них есть рабочая электронная схема, но совсем нет специалистов по дизайну, которые могли бы спроектировать красивый и функциональный корпус. Что делает эта компания? На международный ресурс фрилансеров (а некоторые для этого используют стартапы) отправляется заказ, и среди откликнувшихся проводится аукцион (кто сделает работу дешевле). После этого заказчику присылается готовый продукт, а исполнителю надо перечислить деньги. Можно ли сделать это легальным способом? Поймет ли налоговый инспектор формулировку «этот продукт частично изготовлен за рубежом, вот скриншот из мессенджера»? Предполагаю, что в нашей конкретной ситуации директор вынужден сам себе выписать премию и перечислять ее в качестве оплаты исполнителю. В случае если компания полностью или частично переведена в систему блокчейна, то вопрос отчетности отпадает сам собой. Блокчейн полностью решает вопросы международного удаленного найма специалистов с уникальными навыками. И именно такие «цифровые отношения» лягут в основу нового мира, где каждый человек сможет заказывать и оплачивать товары и услуги другого человека по взаимному согласию.
Еще недавно я был строго против биткоинов и прочих криптовалют, считая их пирамидой и обычным мошенничеством. Это не так, сейчас пришло понимание, что блокчейн – это инструмент внутренних взаимодействий социума, которого пока еще нет. Он не плохой и не хороший, но за ним будущее, доживем, посмотрим. Но уже сейчас видны зачатки проблем будущего общества с глобальным и полностью свободным рынком труда, товаров и услуг. Они лежат на поверхности – подавляющее преимущество получат те люди, в чьих странах наиболее передовое оборудование (или его аренда) стоит наименьших денег. На данном этапе это азиатский регион. С другой стороны, со стороны заказчика, преимущество получат те люди, в чьих странах проще всего получить дешевый кредит на развитие и/или доступна дешевая энергия, необходимая для производства. Что вносит некий дисбаланс и проблему выбора между дураком с 3D-принтером и талантом без принтера.
Прошу прощения за столь длинное вступление, но не сказать всего этого было нельзя, иначе было бы совершенно непонятно, для кого созданы смартфоны, о которых речь пойдет ниже.
Смартфоны с аппаратным блокчейном
Ситуация с блокчейном такова, что для безопасного хранения крупных сумм условных денег предпочтительнее использовать специализированные флешки с аппаратным шифрованием и прочими степенями защиты.
Для работы с платежами криптовалютой существует множество ПО для разных устройств и операционных систем. Наиболее типичным представителем такого современного ПО является расширение для Google Chrome MetaMask. Но это скорее уже вчерашний день, потому что доступ к деньгам и операциям зависит не только от стабильной работы приложения, но и от операционной системы в целом. Если приложение работает на аппаратном уровне, риск потери денег при различных сбоях, внезапных отключениях от сети и прочего сводится к минимуму. Вот такой целью и задались создатели первых ласточек нового мира блокчейн-смартфонов, выделяя дополнительные микросхемы не на постобработку фотографий, а на работу с криптовалютой. Сегодня существует (или вот-вот начнет существовать) всего несколько таких устройств:
Samsung Galaxy S10
На данный момент корейский флагман оснащен встроенным кошельком для Ethereum и токенов ERC, поддерживает оплату ими в фирменном магазине Samsung. По инсайдерской информации, еще в прошлом году сетевое подразделение Samsung начало разработку своего блокчейна, который будет внедряться в первую очередь по закрытому протоколу B2B (переводы между юридическими лицами). Позже (неизвестно когда) блокчейн Samsung станет общедоступным, реализуя то, о чем написано во вступлении к материалу. На профильных корейских форумах идет горячее обсуждение, создаст ли компания Samsung свою собственную криптовалюту с выходом на биржу IDEX, и если выйдет, то как эта валюта будет называться. Возможно, Samsung Coin? Samsung Bonn? Samsung Twinkle? Кто знает, поживем – увидим.
HTC Exodus 1
Смартфон побывал в руках Сергея Демидова и оказался хорошо защищенным кошельком криптовалюты. Похоже, что этим его функции и ограничены на данный момент, а больше можно узнать из обзора.
Pundi Xphone
Создателем криптовалюты Pundi X Open Platform готовится к выпуску собственный смартфон, названный в честь папы Pundi Xphone. Последние новости об этой разработке датируются концом апреля этого года, и, собственно, больше ничего не известно. Немного информации можно почерпнуть из прототипа, который был представлен на CES 2019. Помимо шифрования сообщений и голосовых вызовов, был продемонстрирован потребительский платеж криптовалютой при поднесении Pundi к QR-коду товара. К сожалению, после апреля новости об этом смартфоне утихли, и добавить просто нечего.
Finney от Sirin Labs
Смартфон стоит 899 долларов США, и даже если не говорить о наличии в нем защищенного аппаратного кошелька, позволяющего покупать товары без засвечивания в глобальной сети (оплата с использованием приватного ключа, в народе «холодный кошелек» или «холодильник»), то начинка вполне себе актуальна на сегодняшний день: Qualcomm® Snapdragon™ 845, 6 ГБ RAM, 128 ГБ хранилище, Android 8.1.
Изюминкой аппарата является выезжающий вверх дополнительный экран, на котором отображаются криптографические процессы.
Electroneum M1
Очень хочется исправить название смартфона на «Electronium», но нельзя, потому что блокчейн, на который он работает, пишется через «e». Бюджетный смартфон, очень похожий на бюджетный ZTE, стоит целых 80 долларов США. Помимо функции программного (не аппаратного) кошелька для ETN (Electroneum), смартфон может выступать в качестве подключаемого узла к сети блокчейн и «майнить». Производитель заявляет, что в таком режиме смартфон может заработать для своего хозяина до 3 долларов в месяц. Хороший рекламный трюк, за которым скрывается круглосуточная работа смартфона, постоянно подключенного к розетке, и необходимость привлечения новых клиентов (как в сетевом маркетинге). Смартфон не новый, начинка у него на 15 долларов США (1 ГБ RAM, 8 ГБ хранилище, 4×1,3 ГГц и т.д.), зрелище грустное, советовать нельзя. По своей сути Electroneum M1 – это не блокчейн-смартфон, это обычный смартфон, в системный раздел которого вшили ПО для майнинга.
Заключение
Мир будущего пока еще не определен, но его первые ростки мы уже наблюдаем. Появились первые специализированные интернет-ресурсы, на которых могут встретиться и договориться люди, готовые принимать криптовалюту за товары и оказанные услуги. Именно это согласие на сделку и придает реальную стоимость любым криптовалютам, а вовсе не спекулятивный биржевой курс или заявления политиков. Одним из таких ресурсов является сеть The Bounties Network, запущенная в 2017 году.
Ресурс напоминает смесь сайта для фрилансеров fl.ru и встроенной системы платежей криптовалюты.
В появлении первых «холодильников» для смартфонов есть еще один позитивный момент, который не очевиден на первый взгляд. Аппаратное хранилище для криптовалюты само собой напрашивается для использования в качестве универсального сейфа, остается только надеяться, что маркетологи А-брендов увидят это преимущество и станут продвигать его.
Обязательно выскажите свои мысли по нашему общему будущему, в какую сторону оно должно меняться? Станет ли блокчейн-модуль в смартфоне таким же распространенным, как NFC?
Криптовалюты будут жить только до следующего экономического кризиса. А он уже начался…
Ага. И куда ж они денутся? И чем возможность коллапса крипты отличается от превращения вашего рублевого виза-пластика в чесалку для пяток в случае оного же криизиса? Просто жуть как антиресны аргументы. Только давайте без «государство гарантирует» и «международнопризнанная система расчетов». Этой патриотической галиматьи полон инет. Трэба свежих доводов.
Почему сразу рублевого пластика? Пусть будет долларовый нал, например. А минус крипты, самый очевидный, в ее высокой волантильности. Вы бы рискнули взять ипотеку в биткоинах ? Хорошо, если курс упадет, а если взлетит ?
Криптовалюты несут еще слишком много врожденных и попутных минусов, чтобы их можно было массово использовать в расчетах.
В Finney от Sirin Labs можно было бы этот выезжающий элемент с тыльной стороны сделать шторкой основной камеры, а с лицевой — селфи-камерой. Было бы круто и эргономично.
Так, в принципе, и дизайн неплох, не как все современные Хуевеи/Сяоми и прочие самсунги…)
Как всегда, людей пытаются убедить что им нечто надо, вместо решения проблем, которые они реально озвучивают.
Трудности взаиморасчетов, далеко не первое затруднение на рынке распределенных услуг. А наличие аппаратного комплекса, далеко не первая помощь в расчете криптой.
Криптовалюты имеют механизм решения споров в случае неоплаты выполненной работы или некачественного выполнения оплаченной работы?
И я сильно подозреваю, что если в криптовалютах не появится налогообложение, то они начнут квалифицироваться как средство для уклонения от налогов со всеми последствиями.
Вот когда пройдут выборы на блокчейне, тогда можно подумать и о девайсах. Пока это выглядит как не оч популярный товар, который уйдет в небытие (как умные очки в свое время).
Автор путает фриланс и удалёнку, но с серьёзным видам рассуждает о том и о другом.