17 июля 2019

История системы LiMo, или как появилась Tizen

Продолжение серии материалов про операционные системы, которые проиграли конкурентную войну Android и iOS. Уже есть разбор Ubuntu Touch, Sailfish OS, Firefox OS и webOS. Дошла очередь до проекта LiMo Foundation, который должен был унифицировать Linux на смартфонах, а в конечном итоге превратился в Tizen.

Смартфон Samsung на платформе LiMo

История начинается с далекого 2007 года — 25 января Samsung, Motorola, Panasonic, NEC, мобильные операторы Docomo из Японии и британский Vodafone создали фонд LiMo Foundation. Сочетание LiMo в названии расшифровывается как Linux Mobile, потому что эта организация хотела создать универсальную платформу на Linux для мобильных устройств.

Это был переломный момент, когда стало понятно, что формат КПК, Windows Mobile, Symbian и другие системы постепенно устаревают. Но на рынке только появился первый iPhone, который был очень ограничен по возможностям, а до релиза Android было еще далеко. Поэтому на тот момент объединение производителей в LiMo выглядело логичным шагом: производители экономят на разработке операционной системы, а разработчики получают набор SDK для создания универсальных приложений для телефонов разных компаний.

Главная цель LiMo — создать универсальную мобильную платформу на базе Linux. При этом эта платформа базируется на открытом исходном коде, чтобы любой участник фонда мог внести изменения и адаптировать ее под свои задачи. Спустя время мы понимаем, что эту цель выполнила Google с Android.

Картинки по запросу limo foundation

На самом деле, фонд LiMo Foundation не первый придумал объединиться и внедрить Linux в телефоны, в то время уже существовали конкурентные проекты со схожей целью — Linux Phone Standards Forum, Access Linux Platform, Mobile Linux Initiative и Open Handset Alliance от Google. При этом многие производители, например, Samsung и Motorola, участвовали сразу в нескольких фондах.

Структура

Совет директоров LiMo состоял из представителей компаний-основателей фонда. Они не только решали, как должна выглядеть единая платформа на Linux, но и пытались привлечь новых участников. Каждая компания из основателей в год платила 800 тысяч долларов за участие в фонде — за это давался полный доступ к исходному коду платформы и ее модификации, а также место в руководстве. Само собой, купить статус основателя больше невозможно, в этот список входили только первые 6 компаний.

Для остальных желающих было два варианта участия в фонде — как ядро и как обычный член ассоциации. Участник со статусом «ядро» мог присутствовать на обсуждении развития проекта и получал доступ к исходникам. Такой уровень стоил 400 тысяч долларов в год. А участник с самым низким статусом за 40 тысяч долларов в год получал только доступ к коду платформы и мог высказывать пожелания по развитию платформы.

Так выглядит архитектура платформы LiMo:

Зеленым цветом отмечены компоненты, в разработке которых могут принимать участие все члены фонда.

Важно понимать, что фонд LiMo изначально не подразумевал создания единой операционной системы. Организация должна была разработать основу, с помощью которой производитель мог собрать и модифицировать систему под свои задачи. Также руководители фонда называли главным преимуществом то, что этот проект не принадлежит одной компании, как в случае с Symbian или Windows Mobile.

В сентябре 2007 года к фонду LiMo присоединилась компания Broadcom, известный производитель чипов. Она получила доступ к исходному коду проекта и приняла участие в оптимизации платформы.

Первые устройства

В феврале 2008 года на выставке MWC анонсировали первую версию системы LiMo Platform Release 1 и представили 18 старых и новых телефонов, которые будут ее поддерживать. Среди них были Motorola RAZR2 V8, Samsung SGH-i800 и FOMA P905i от Panasonic.

Необычная раскладушка FOMA P905i от Panasonic

Также в состав фонда вошли сразу 9 новых компаний, среди которых были AMD, оператор Orange и другие.

На этом этапе платформа была еще далеко от того, что планировалось изначально — например, переносить приложения для устройств разных производителей было не так просто. Но представители фонда пообещали исправить это ко второй версии. К тому же все устройства с поддержкой LiMo Release 1 были обычными кнопочными телефонами, которые сложно назвать интересными.

В мае количество участников в фонде LiMo выросло до 40. К проекту подключились Mozilla, Verizon, южнокорейский оператор SK Telecom и несколько других компаний. В августе к ним присоединились ZTE и еще 10 компаний.

Второй этап

В июне 2009 года члены LiMo закончили разработку второй версии платформы и спецификаций к ним. Первые телефоны пообещали выпустить уже до конца года.

В августе 2009 года фонд LiMo отчитался о 42 телефонах на собственной платформе. Правда, большая часть из них были недорогими «звонилками» и продавались локально в пределах одной страны через оператора. Чаще всего это была Япония. К этому моменту Samsung не представила ни одного устройства на LiMo, хотя первый смартфон на Android уже был в продаже.

Чуть позже Motorola вышла из совета директоров LiMo, но осталась в качестве обычного участника. Очевидно, что компания сделала ставку на Android.

И только в сентябре 2009 года Samsung выпустила два первых смартфона на базе LiMo Release 2, но это был эксклюзив для европейского оператора Vodafone. Samsung H1 получил сенсорный AMOLED-дисплей с диагональю 3,5 дюйма. Внутри был уже более современный интерфейс с рабочим столом и иконками. Даже было некоторое подобие виджетов из будущего Windows Phone — иконку приложения можно было раскрыть в большую плитку, например, с погодой.

В 2010 году фонд LiMo почти пропал из новостной повестки. В феврале к ним присоединилась компания Adobe, чтобы добавить в платформу поддержку Flash. В фонд вступили еще три новые компании.

Также анонсировали новую версию платформы LiMo Release 3. В интернете очень мало упоминаний этого обновления, есть только малоинформативный пресс-релиз, из которого мало чего можно понять. Среди обновлений: поддержка сервисов, которые работают с геопозицией, новые мультимедийные функции, обновления безопасности и сетевых возможностей.

Заодно директор по маркетингу LiMo Эндрю Шикиар раскритиковал Google за выпуск смартфона Nexus One от HTC, который продавался только в их интернет-магазине. По его мнению, такая модель распространения может навредить Motorola и Verizon, которые долгое время занимались продвижением бренда Droid. «Здесь Google партнер или конкурент?» — спросил Шикиар.

Еще в мае появился слух о том, что Samsung готовит новую версию смартфона на LiMo и опять эксклюзивно для Orange. Но в продаже смартфон так и не появился.

После этого новостей о LiMo не было вплоть до 2011 года. Журналисты только иногда вспоминали про фонд и платформу, когда заходила речь об успехах Android и Google.

На выставке MWC 2011 в феврале представили новую версию платформы — она называлась просто LiMo 4. Обещали много нововведений: полноценный интерфейс системы, многозадачность, поддержка мультитача, 3D-анимации и многое другое. Это уже было больше похоже на полноценную операционную систему и готовый продукт для смартфонов. Первые устройства пообещали выпустить во второй половине 2011 года, но это только обещания.

Кто же знал, что уже в сентябре LiMo и организация Linux Foundation объявят о слиянии их платформы с новым проектом — Tizen. Сейчас она известна как система для смартфонов, телевизоров, «умных» часов и других устройств Samsung. Но это уже другая история.

Заключение

В разговоре о LiMo напрашивается прямое сравнение с Android от Google и ее фонда Open Handset Alliance — у них были схожие задачи, но разный результат. Оценивая ситуацию со стороны, легко понять, почему первый проект провалился, а второй стал лидером на рынке.

LiMo предлагал не саму операционную систему, а только базу. Производителю нужно было самому разрабатывать интерфейс, приложения и другие компоненты. Тогда как Android дает комплексный продукт с системой и интерфейсом. И уже при желании компания может разработать альтернативную оболочку.

Также LiMo поначалу сделала ставку на кнопочные телефоны — это было недальновидным шагом. Первый смартфон на Android получил сенсорный дисплей и физическую клавитуру, и постепенно все производители отказывались от физических клавиш. При этом устройств на LiMo было мало, и продавались они лишь в нескольких странах.

И главное преимущество Android — поддержка от Google. Сложно соревноваться с компанией, которая в месяц зарабатывает больше, чем фонд LiMo привлекал за год.

Так что руководители проекта LiMo совершили типичные ошибки, с которыми столкнулись другие мобильные операционные системы из этого цикла материалов. Тут и неправильное позиционирование, и невыполненные обещания, и слишком амбициозные планы.

Читайте также

10 комментариев на «“История системы LiMo, или как появилась Tizen”»

  1. Lecron:

    Участникам альянса, никто не мешал договориться, что софт и оболочка станут частью системы. Но производителям, как всегда хотелось индивидуальности. Вот и пришлось разрабатывать их самим. Так что я бы не стал записывать это в минус ОСи. За что боролись, то и получили.
    Основной проблемой вижу отсутствие лидера. Вне зависимости от бюджета. Полностью коллегиальное руководство более рыхлое и медленное. На взлете должен быть пилот.

  2. morobzik:

    а LiMo и Bada развивались параллельно? Флагманская линейка на Bada была весьма хороша.

    • Александр Щербаков:

      Первая Bada появилась в 2010 году, так что не совсем параллельно

      • Hochuha:

        До сих пор помню слова Эльдара Викторовича: это платформа, а не операционная система.

        Вообще топовые аппараты Samsung Wave выглядели конфеткой на фоне других смартфонов в своё время.

  3. Сергей Буйнов:

    Больше похоже на пирамиду).

  4. Mancore:

    Жалко, что закопали Maemo.

    • zy2ba /2:

      Как же жалко что закопали meego. У моей матери до сих пор есть нетбук на который я накатил meego и ему норм. Но видимо вне процессоров дела интел совсем не умеет, раз каждый раз попытки создать мобильно-десктопную систему заканчивались срачем с партнёром и развалом.

  5. Алексей Комаров:

    Core member в данном случае не член со статусом «ядро» , а ключевой член или ключевой участник. -_-

  6. ДенисС:

    Про тизен-то где?