2 сентября 2019

Беседка №255. Время выйти из сети

Нет причин полагать, что цифровой мир ждёт смерть или радикальное преображение, пусть его негативное влияние и становится всё очевидней… Что же делать с его негативными эффектами?

Оригинальный материал, автор – Иэн Маркус Корбин

Стоп-сигналы впереди зажглись красным, и я, даже не думая, переношу ногу на педаль тормоза до остановки и тянусь за своим iPhone, с нетерпением переводя палец на сканер отпечатка, как младенец тянется к груди. В зависимости от длины запрещающего сигнала у меня есть от 30 до 90 секунд, чтобы быстро просмотреть Facebook, Twitter или Instagram или пробежать глазами ещё пару абзацев статьи, начатой до поездки.

Я не делаю так на каждом светофоре, но если мне на самом деле хочется, то я залезу в телефон при любых обстоятельствах: ночь, день, компания или одиночество. Я так поступлю потому, что в данный момент мне скучно, грустно, одиноко или я испытываю стресс, и именно в такие моменты мне нужны лайки, слова и картинки от вас, люди, как страдающему от жажды, тяжело дышащему и ползущему по пустыне путнику нужна вода.

Если бы ситуация была уникальна, то едва ли стоило бы писать о ней или читать на эту тему. Но эта жажда наша общая. Подтверждают эту мысль водители вокруг: глаза словно приклеены к какой-то точке внизу, лишь изредка взгляд оценивающе пробегает по окружающей обстановке. Если кто-то настолько увлечётся просмотром, что пропустит зелёный свет, то заметившие его на секунду раньше водители не преминут воспользоваться звуковыми сигналами.

Мне кажется, под солнцем уже не может быть ничего нового, если судить по тому, насколько большая часть современной человеческой сущности описана в трудах Платона, Экклезиасте или пещерах Ласко. Вот и сидим мы в этих гудящих и горящих внутри чудесах современных технологий, прокручивая ленты новостей, как пойманные и царапающиеся кошки в угнетающей тишине, с которой люди боролись веками. В 17 веке Блез Паскаль сказал, что большинство мировых проблем возникло по причине неспособности человека сидеть спокойно в комнате. В 4 веке монах Эвагрий Понтийский, а также многие приближенные к нему монахи, говорили о грехе, имя которому – праздность, необоснованная неусидчивость, тихий напряженный страх того, что это место и эта сущность – плохие, а хорошее ждёт нас где-то там, остаётся лишь взять всё это. Поэтому мы и мечемся в пределах своего разума в попытках по-своему прикоснуться к лучшему. Эвагрий Понтийский писал: «Демон праздности – известный как полуденный демон – доставляет больше всего проблем. Он делает так, чтобы солнце казалось недвижимым на небе, и вселяет в сердце монаха ненависть к его окружению и самой его жизни».

Итак, нам недостаточно этого места, этого времени, этой сущности. Функционально они вполне себе неплохи, но почему-то угасли, утратили то богатство жизни, к которому мы стремимся. Всё, что у меня сейчас есть – машина с обычными чёрными сидениями, скучным гладким рулём и непримечательной способностью передвигаться в пространстве. Всё это для меня невидимо и никак не помогает мне приблизиться к тем вещам, которых я по-настоящему хочу / в которых нуждаюсь. Поэтому я мысленно убегаю в лучшие места, по крайней мере, более яркие.

Непросто распутать клубок порочности и благодетели, наверно, это не для бумаги. Строгий самоконтроль может легко и незаметно перерасти в презрение по отношению к слабым и ленивым, а честность – в бестактность. Если бы люди не были поражены неудовлетворённостью, не смотрели свысока на свое текущее состояние, то нам было бы доступно меньше примеров человеческой гениальности, меньше небоскрёбов, романов, автомобилей или iPhone. Это то важное, что делит нас, делает из нас завоевателей и строителей, делает нас лучше или хуже. Хуже потому, что, прежде всего, эта жажда недоступного делает нас несчастными, отрешёнными и отчужденными от людей и вещей вокруг, включая великие памятники, которыми мы должны восторгаться.

Всё это не является чем-то абсолютно новым, чего не сказать о наших вездесущих электронных инструментах для эскапизма. Как и все формы человеческого взаимодействия, делиться чем-то в сети может быть весело: фотографии детей, ободряющая статья, или стихотворение, или песня. Но в худшие моменты «жажды» мы обычно не спешим к нашим цифровым друзьям от избытка радости или желания разделить их радость. Это даже не просто стимуляция. На этом самом перекрёстке много всего, на что я могу обратить внимание: машины, водители, деревья, трава, птички, пешеходы, музыка на радио. Но нам необходимо нечто более острое, более срочное.

Когда кто-то пишет пост в соцсети или статью, то один словно готовится к битве. Я хочу писать более остро, или более музыкально, или более всесторонне, чем другие. Вы хотите выглядеть более красивыми, счастливыми или удачливыми, чем люди, которые смотрят на ваше фото. Мы хотим вызвать чувство зависти, уважения или даже вожделения. Все эти желания вполне естественны, они позиционируют нас на фоне наших цифровых друзей в этой бесконечной давке в борьбе за статус и признание. Мы смотрим на изображения наших «друзей», читаем их слова, частично для того, чтобы понять, на что они способны. Мы можем желать им успеха, который доставляет своё удовольствие, или чувствовать небольшой прилив позитивных эмоций, отмечая тот факт, что наша жизнь лучше.

В недавнем исследовании выяснилось, что среднестатистический пользователь телефона «вовлекается в 76 законченных сессий «общения» с телефоном в день, касаясь телефона в среднем 2617 раз».

Вкратце, ваш телефон, эта бездушная коробочка с микросхемами и проводами, доступная вам круглосуточно семь дней в неделю, ярко и остро акцентирует внимание на большой арене соревнования людей между собой и на ярких, громких эмоциях, сопровождающих его. Счастливая личность вполне может довольствоваться созерцанием вида из окна. Грустная и неугомонная личность нуждается в более сильном «лекарстве» и будет стремиться получить его, даже если для этого понадобится необдуманно и глупо мельком заглядывать в телефон, управляя машиной на скорости в 100 км/ч. Тысячи гениальных умов сегодня работают невероятное количество часов ради хорошей зарплаты и своей доли социального престижа. Они применяют прорывную науку, с помощью которой покупаемые нами телефоны и скачиваемые нами приложения затягивают нас и заставляют возвращаться к ним.

Бесспорно, все знают, что такие вещи, как соцсети, для нас неполезны, что многие из нас клинически зависимы от телефонов, что онлайн-жизнь пробуждает в большей части людей негативную их сторону. Новости обычно появляются так: кто-то что-то сказал, и Twitter полнится негодованием, а детали появляются позже. Вот вам и новости. Мы же реагируем на это гримасой всезнайки, пишем саркастичные твиты о токсичности сервиса. Мы восхищаемся создателями сайтов и приложений, которые делают нас несчастными, и при наличии амбиций и предпринимательской жилки хотим стать такими же, как они.

Веяния времени меняются плавно, разве что до той поры, пока не происходит молниеносный переворот. Люди слабы и будут утолять свою жажду первой попавшейся жидкостью, по крайней мере, первое время. Нет причин полагать, что цифровой мир ждёт смерть или радикальное преображение, пусть его негативное влияние и становится всё очевидней. Я полагаю, что технологии и особенно использование соцсетей – этот гигантский памятник нашему коллективному созиданию – начнут воспринимать как общественную болезнь в течение ближайших десяти лет. Исследования копятся, и этот вред, пожалуй, является самым очевидным моральным аргументом на сегодняшний день.

Это будет одним из случаев, в котором совет докторов можно будет увязать с более старыми и глубокими попытками проникнуть в человеческую природу. Появятся целые социальные движения вокруг идеи об отключении, отказе от маленьких жужжащих и звенящих коробочек в наших карманах. Это может напомнить пример Wandervogel, стихийного течения среди групп немецкой молодёжи, которые в конце девятнадцатого века восстали против промышленной жизни больших городов, противопоставляя ей долгие совместные прогулки по лесу в поисках спокойствия и человеческой солидарности. Или, возможно, мы будем обречены на созерцание новой итерации хиппи. Кто знает, какую форму может принять это движение?

Отказ от цифрового мира ни в коем случае не будет тотальным, многие массовые реакции имеют тенденцию эффекта маятника. Но в 2018 году такое ощущение, что весь мир дошёл до предела. Достоевский говорил, что человек — это единственное животное, которое ко всему привыкает. И, да, в этом может быть своя правда. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе у человечества богатый опыт распознавания бесчеловечных тенденций. Жажда никуда не денется, но много солёной воды цивилизация выпить не сможет.

Оригинальный материал, автор – Иэн Маркус Корбин

Своеобразный философский взгляд на проблему зависимости от гаджетов, по мнению автора, не являющуюся чем-то новым, за исключением, разве что охвата. И хоть автор и сам признается, что отчасти «болен», но его рассуждения приходят к тому, что человечество рано или поздно осознает всю глубину проблемы и начнет массово отказываться от своих «коробочек с проводами и микросхемами».

Забавная параллель с хиппи и гуляющими по лесу подростками, действительно, какими будут эти цифровые отшельники? Среди моего окружения (в том числе сетевого) есть отдельные личности, которые вполне осознанно на день-два в неделю выпадают из онлайне и вполне себе прекрасно живут. На их примере можно вполне представить себе общество творческих людей, объёдинённых идеей цифрового эскапизма во благо людей. Конечно, утопия, но кто знает, куда повернет эта дорожка.

Читайте также

26 комментариев на «“Беседка №255. Время выйти из сети”»

  1. Alexandr.Noskov:

    Интернет стал хуже, это факт. Креативными людьми раньше он воспринимался как площадка для творчества, а теперь во всех соцсетях можно одним нажатием кнопки шутить чужими шутками. Это современный инет и губит. А больше всего скучаю по термоядерному лурку. И всё это происходило нечастыми набегами, потому что 3G был вперде.

  2. Alexandr.Noskov:

    Интернет стал хуже, это факт. Креативными людьми раньше он воспринимался как площадка для творчества, а теперь во всех соцсетях можно одним нажатием кнопки шутить чужими шутками. Это современный инет и губит. А больше всего скучаю по термоядерному лурку. И всё это происходило нечастыми набегами, потому что 3G был вперде.

  3. King Tasmanian:

    «Да куда они убегут, у нас Wi-Fi’ем только песочница накрыта». А куда бежать, если накрыт весь мир? Если у всяких грядущих спутниковых провайдеров всё получится?

    • Anton Shvyrkov:

      Не получится, не бойся. :)) Слишком лакомый кусочек спецслужб «врага», а если делать всё по закону (с приземлением трафика, СОРМом и его аналогами в других странах), то цена вернётся на уровень спутникового интернета.

      И я сейчас не только о России.

      • Alejandro Valdes:

        Вроде так, а вроде в своё время намного более профессиональные товарищи глушили голоса америки, но они всё равно были слышны.

  4. maxymax:

    Стоп-сигналы впереди зажглись красным, и я, даже не думая, переношу ногу на педаль тормоза до остановки и тянусь за своим iPhone, с нетерпением переводя палец на сканер отпечатка, как младенец тянется к груди. В зависимости от длины запрещающего сигнала у меня есть от 30 до 90 секунд, чтобы быстро просмотреть Facebook, Twitter или Instagram или пробежать глазами ещё пару абзацев статьи, начатой до поездки

    У меня так подруга делает. Что выглядит неприятно.

  5. ReadAir:

    Ну я больше играю чем смотрю новости, там борьба более очевидна
    Интересно а если я играю на свиче это ж не онлайн

  6. Lecron:

    Прикинь, сколько всего я успел с утра. Оплатил каско, купил машинного масла, поменял резину на зимнюю, заправился. Как бы я все это без машины успел?

  7. Buzzdoy:

    Надо таки разделять соцсети и онлайн-игры, от которых зависимость может возникнуть, и другие современные удобные сервисы. Чем виноваты быстрые способы заказа билетов, еды, такси, сервисы общения с госорганами, облачные хранилища и так далее?

    • Lecron:

      Отсутствием фильтра, отсеивающего наши мелкие капризы. Не будь сервиса заказа еды, либо добавил бы себе физической нагрузки походом в магазин, либо уменьшил потребление калорий. Все-таки вкусняшку, которую хочется прямо сейчас и она у тебя появилась, съешь гораздо больше, чем другую еду. С такси аналогично.

      Не всегда, и не для всех сервисов, но негатив возможен.

      • Buzzdoy:

        Тут все еще в денежку упирается. Если есть денежка, то и еда с такси будут. А если нет — кушаешь гречку из ближайшей пятерочки и ездишь на общественном траспорте:) С соцсетями вопрос денег отсутствует в такой форме. Т.е. получается, вопрос самоконтроля тут важен. И если с платными сервисами есть внешний контроль в виде суммы денег, то с соцсетями только самому себя ограничивать.

  8. Alexei Sidorenko:

    Автору статьи срочно читать эниологию, и суть статьи приобретет совсем другой оттенок.
    Ввпрочем, всем рекомендуется, ибо комменты совсем мало радуют. Выглядит, как «большие дети заигрались».

    • romanlt:

      Не автор, но срочно почитал…
      «Эниология — псевдонаучное направление представляющее из себя синтез уфолого-конспирологических идей с представлениями о карме и энергоинформационном воздействии, а также некоторыми другими лженаучными концепциями.»

  9. Михаил Сысоев:

    На работе некогда телефон из кармана достать… Дома семья, дела всякие. На интернет максимум полчаса, и то не всегда. Ну, разве что в транспорте себя занять, почитать пикабу и мобайл ревью. А вот без What’s app никак, родственники за границей.

  10. Михаил Тареев:

    «Когда кто-то пишет пост в соцсети или статью, то один словно готовится к битве.» Вы текст через гугл транслейт сначала прогоняете или сами так переводите. У меня от этой фразы сразу флешбеки на все хреновые переводы диалогов Безликого из Игры престолов.

  11. Георгий Варна:

    Имею возможность сидеть в интернете постоянно, работаю в интернете, живу в нем можно сказать, на телефоне есть все что нужно для комфортной жизни.

  12. Bee-GT:

    Если постоянное нахождение в онлайне не продиктовано рабочим моментом, то можно вынести лишь одно суждение: да действительно, люди больны. Но случается это из-за того, что у них слишком много свободного времени и они не достаточно нагружены обязательствами.