3 августа 2015
Беседка №49: эволюция противостояния Apple и Google
Илья Субботин
Борьба признанных лидеров рынка за место под солнцем с завидной периодичностью становится темой для статей в зарубежных изданиях и на страницах ресурсов. Один из таких аналитических материалов — в сегодняшнем выпуске Беседки.
Одним из выводов по итогам прошедшей Google I/O 2015 стало движение Apple и Google в сторону мобильной экосистемы под руководством собственной стратегии и видения. После многолетней упорной борьбы за долю рынка смартфонов изменился сам характер битвы компаний. Амбиции Google направлены на «подключение» второго миллиарда пользователей к своей экосистеме и расширение присутствия своих сервисов на разнообразных устройствах, для чего необходимо работать с пользовательской базой iPhone, быстро стремящейся к пятистам миллионам пользователей. Притязания Apple направлены на превращение технологий в нечто личное, приватное, а также на уменьшение своей зависимости от Google, своего основного конкурента. Следующий этап противостояния уже в действии и вполне может быть таким же жестоким, как и первые сражения этой «войны», поле битвы которой ушло за пределы устройств и где теперь решается, какая из платформ наиболее преуспела в предоставлении наилучшего пользовательского опыта.
С момента запуска iPhone в 2007 году битва Apple против Google постоянно изменяла своё течение: всё началось с «гонки вооружений» за долю рынка, затем последовала консолидация OEM-производителей под руководством Samsung, которую в свою очередь сменило возрождение iPhone с большим экраном, что стало предвестником смены плоскости «сражения» на более глобальную.
Битва за число ежедневных активаций (2009-2011)
На раннем этапе соперничества его суть сводилась к доле рынка. Ежедневные сводки прессы, освещающей новости индустрии, акцентировали внимание продажах устройств на базе различных ОС. Google, в особенности Энди Рубин, периодически гордо объявляли количество ежедневных активаций Android. В четвертом квартале 2010 года Стив Джобс в рамках переговоров о прибыли Apple с аналитиком по конференц-связи несколько остудил пыл конкурентов. Цель была понятна: продвинуть iOS как платформу, под которую прибыльно разрабатывать приложения. Джобс: «На прошлой неделе Эрик Шмидт повторно заявил о 200 000 ежедневных активаций, при этом имея магазин приложений, насчитывающий 90 000 приложений. Для сравнения, за прошедшие 30 дней мы активировали в среднем по 275 000 устройств в день, в то время как в нашем каталоге — 300 000 приложений. К сожалению, нет точной информации о том, сколько аппаратов на базе Android ежеквартально поставляется поставщикам. Надеемся, что в скором времени производители начнут предоставлять такую информацию. Но этот день — не сегодня.»
Битва велась не только на рынке и в прессе, но также и в суде, по мере того, как Apple выдвинула обвинила нескольких производителей конкурентноспособных аппаратов на базе Android в нарушении патентов. За этим иском стоял не столько финансовый интерес, нежели вопрос гордости и влияния на скорость развития конкурентов по рынку. Как вы могли уже понять, рынок являлся основной целью на раннем этапе «войны».
Правление Samsung (2012-2013)
Вышеупомянутое время было любопытным для Apple, именно тогда Samsung совершил масштабное нашествие на экосистему Android, получая прибыль на отсутствии в смартфонах конкурентов больших экранов и как таковой конкуренции в бюджетном сегменте. Несмотря на то, что об обширной миграции пользователей iOS на аппараты Samsung не могло быть и речи, для Apple стала тревожным звонком способность одного продавца устройств к формированию такой огромной сети распространения, позволяющей получить такой вес внутри экосистемы Android. Помимо фоновых судебных разбирательств, битва перешла на телевизионные экраны, где Samsung в довольно удачной серии рекламных роликов высмеивали пользователей Apple.
Доказательством того, насколько серьезно Apple восприняли угрозу в лице Samsung стала попытка Фила Шиллера предвосхитить ожидаемый многими нью-йоркский анонс Galaxy S4 путем дискредитации Android и придания невероятно позитивным отзывам о Samsung в прессе более нейтрального оттенка. Перед вами выдержки из его интервью изданию Wall Street Journal: «Android зачастую предоставляется как бесплатная замена обычному мобильному телефону и не может похвастать хорошим пользовательским опытом, в отличии от iPhone.. Когда вы достаете Android-устройство из коробки, то вам нужно пройти аутентификацию в 9 учетных записях продуктов от различных производителей, чтобы получить аналогичный iOS пользовательский опыт.»
Необходимо отметить, что на тот момент в Apple считали Samsung лишь приоритетным производителем. Основной долговременной угрозой считался Google, Samsung, по мнению руководства компании из Купертино, лишь получал долю рынка, имея Android в своей основе и только поэтому. Без Android аппараты Samsung не могли бы составить iPhone конкуренцию.
Новая битва
На сегодняшний день количество пользователей iPhone насчитывает почти 500 миллионов человек, позиции Apple сильны в ключевых для компании регионах — США (40% продаж), Великобритании (40%) и Китае (25%). Любые сомнения по поводу вытеснения iOS множеством устройств от различных OEM-производителей были восприняты как повторение событий эры Windows и с ними, скорее всего, покончено. Платформа сейчас обладает критической массой, способностью привлекать разработчиков и сторонних разработчиков, включая Google, Facebook и Twitter, для поддержки пользователей iOS.
Одной из ключевых тем конференции Google I/O 2015 стала потребность Google в iOS и 475 миллионах пользователей iPhone для успешного процветания бизнеса Google. Рассматривая перспективу ближайших нескольких лет и предполагая дальнейший рост продаж iPhone в 10-20%, можно понять, что сторонний игрок с бизнес-моделью, зависящей от роста пользовательской базы, не сможет игнорировать потенциал экосистемы в 600-700 миллионов пользователей. Многие могут называть опрометчивым шагом стратегический маневр Google по ограничению использования Google Maps на iOS, который подтолкнул Apple к разработке своего продукта, но он был сделан задним числом. В Google посчитали его уместным и рискнули на такой шаг, т.к. iOS на то время была совсем другой и менее «сильной» платформой, нежели чем сегодня.
Возвращаясь к уже высказанной мысли, битва Apple vs. Google вышла за рамки смартфонов, в прямом и переносном смысле. Зайдите в магазин любого сотового оператора и на представленных Android-устройствах и iPhone будут установлены сервисы Google. К тому же, стоимость устройств будет примерно одинаковой. Google может и преуспевает в разработке облачных технологиях автоматизированного обучения, но они не являются фактором, поощряющим покупку Android вместо iPhone. Учитывая ограниченный характер распространения устройств линейки Nexus, сложно считать их конкурентноспособной альтернативой в глазах большинства пользователей. Решение о покупке смартфона теперь по большей части складывается из других «частей мозаики», либо носимых на руке (смарт-часы), в сумке или рюкзаке (планшеты) или на работе и дома (ПК и ноутбуки). Стоит расширить логический ряд далее до поддержки сторонних устройств на работе и в дороге и выбор между iOS и Android становится намного более решающим фактором при покупке нового смартфона.
Стратегия Apple
Apple хочет быть на переплетении технологии и свободных искусств. Для предоставления персонального технологического опыта Apple потребуется поддерживать контроль над вариативным факторами, которые вкупе могут создать подобный опыт. Ключевым компонентом станет владение важными технологиями и сервисами, которые смогут тем или иным образом использоваться в будущих проектах. Избежание конфликта с картографическим сервисом, использование которого было ограничено третьей стороной, станет хорошим примером. В будущем, карты, скорее всего, будут необходимой основой для обеспечения персональной транспортной активности. Если iOS не имеет лидирующую позицию на автомобильном рынке, то такая позиция может иметь потенциальный риск в части сотрудничества со сторонними партнерами в области предоставления картографической информации.Подобный логический ряд применим к контролю Apple над опытом предоставления пользователям такого контента, как фильмы и музыка. Необходимо заметить, что Apple не требуется владеть или создавать контент, чтобы достичь своей цели. Вместо этого позиция посредника между владельцами контента и потребителями даёт Apple пространство для добавления в пользовательский опыт чего-то нового. Впоследствии этот опыт можно расширить и на Android для дальнейшего привлечения людей к переходу на iOS, что и делается посредством Apple Music.
Еще одним способом поддержать пользовательский опыт для Apple может стать акцент на атмосферу роскоши и присущими ей эмоциями. На примере Apple Watch можно видеть, как ставка на материалы и внешний вид вкупе с дифференциацией цен в диапазоне $400-$17000 вызывает конкрентные эмоции, их будет довольно сложно воспроизвести в рамках Android или другой конкурентноспособной платформы, для которой не существует такого понятия как роскошь.
Стратегия Google
Претензии Google в вопросе «облачных» сервисов всё больше и больше ставят в качестве конкурента Facebook, нежели Apple, ведь бизнес-модель Google строится на решении технологических проблем путем доступа к мировой информации. В Google хотят, чтобы их продуктами пользовались все пользователи смартфонов, будь то Android или iOS. Аналогично, Facebook тоже необходима эта информация. Google стремится поступать также как Facebook, разделивший своё основное приложение на плеяду продуктов. Судя по талантам разработчиков компании, ни у кого не должно возникнуть сомнения в том, что Google продолжит привносить инновации в рамках подобных инициатив.
Движение вперёд
Извлеченные из Google I/O выводы говорят о том, что игнорировать такую разноообразную и активную пользовательскую базу, как владельцы iPhone, может стать в высшей степени губительно для амбиций Google. С другой стороны, Apple также нуждается в Google, чьи сервисы очень популярны среди пользователей iOS. Как бы то ни было, судя по прежним поступкам Apple и миссии по персонализации технологии, от Apple следует ожидать дальнейшего движения по уменьшению зависимости от Google, такая ситуация является потенциальной угрозой для вышеобозначенной миссии. По аналогии с тем, как Nexus предоставляет максимально близкий к чистому Android пользовательский опыт, Apple, возможно, хочет продолжить движение по пути, на котором компания может поставлять iPhone и набор приложений и сервисов, позволяющий жить внутри экосистемы Apple без зависимости от Google. Хоть большинство пользователей остановятся на чем-то среднем, используя сервисы и продукты обеих компаний, в конечном счете настоящей причиной борьбы Google и Apple является задача всецело контролировать пользовательский опыт.
Чем дальше, тем менее вероятным становится становление мира, в котором Android процветает из-за ухудшения iOS, Вместо этого, Google всё больше впадает в зависимость от iOS, что даёт последней дополнительный шанс на дальнейший рост и дополнительную силу. В то же время, платформа Android продолжает дробиться и становиться менее эффективной в миссии Google по продвижению сервисов с целью нарастить пользовательскую базу. Главный вопрос сейчас в том, насколько успешной станет Apple в своей борьбе за независимость от Google. Есть некоторые предпосылки более агрессивной манеры ведения борьбы со стороны Apple в части замены многих сервисов Google «доморощенными» альтернативными продуктами. Эта мотивация, по всей вероятности, представляет движущую силу продолжения соперничества. Да, иногда происходят локальные стычки в борьбе за отдельные функции и сервисы, но ясна более общая картина: в основах Apple и Google лежат фундаментально разные взгляды на мир и каждый продолжит свою борьбу.
Elir: упоминания о возможности симбиоза Apple и Google, пусть и на уровне сервисов, наталкивают на размышление о том, есть ли смысл в таком сосуществовании. На мой взгляд, обособленность таких игроков является положительной чертой, это способствует развитию и подталкивает его вперед. Другое дело, что компании частично копируют или имитируют компоненты ПО друг друга, тем самым нивелируя различия в пользовательском опыте. Автор статьи довольно отчетливо показал, что без каких-либо активных мер Google придётся несладко на этом этапе борьбы. Специалистам из Маунтин Вью тоже не помешает подумать о вопросе зависимости от Apple, а еще лучше — попытаться перетянуть пользователей в свою экосистему. «Война» не окончена.
Все очень просто. Google просто втирается в доверие к Apple, хочет получить «Solution Partner», потом в один прекрасный миг… Все iPhone, на которых установлено хотя бы одно приложение от Google, после перезагрузки начинают работать на Android 5.1 Lolipop…
Kazinak? Это даунгрейд что ли?
Самая последняя версия Android, которая станет венцом эволюции, должна называться «Яблоко»… в крайнем случае «Яблочный пирог». Буквы английского алфавита к тому времени должны будут уже кончится
Yabloko — вот так должно называться.
Угу. С минорными обновлениями Matreshka, Stalin, Vodka и Perestroika… пусть и не по алфавиту, но ассоциативный ряд как-то так выстраивается
Youbloko
И вот в один день…
https://www.dailymotion.com/video/x1ee465_copy-of-simpsons-soviet-union_fun
все работают уже на Android 7.1 Kazinak 🙂 казинаки, холодное пиво, кукуруза, семечки
Я — за.
Семёрка то на О вроде должна быть, но мне с утра ни одна сладость на О на ум не идёт. На языке вертится только Android 7 Onuchi- окружит вас заботой и отпугнёт конкурентов.
Пойду подумаю на кухню, неужели нет на «о»?
Вот Oladushki.
Оладушки это хорошо, главное чтобы не Обамушки 😀
Vagner croup
Кто читал статью, Vagner group владеет 20 % акций яблока, 10 % робота, и еще по 5-15 % coca-cola, Johnson & Johnson, nesty, 3% акций шести самых крупных банков планеты, все эти войны и разговоры о них просто миф
Если у вас в руках все все самые крупные компании, то вам скорее всего по фиг кто из них больше принесет бабла,да еще посмотреть и повеселиться интересно)
и тем более вам по фиг чем пользуются все эти 6 млрд гуманоидов, и что лежит в их кармане штанов помимо личного достоинства
Обилие «пользовательского опыта» режет глаз. В Великом и Могучем нет вариантов грамотного перевода? Может редактор подскажет или читатели?
Спасибо за замечание. Попробую переформулировать.
«Общее впечатление от использования устройства» — не совсем то, да и громоздко.
«Опыт использования» — не до конца передаёт, на мой взгляд.
«Юзер икспириенс» — край безысходности и провал переводчика.
Ещё подумаю, та еще задачка.
Забавно устроена жизнь… Родись мы в другое время, ставили бы в вину кляксу на свитке или слабое знание латыни. Вместо, порою резких, но безобидных комментаторов, могли бы быть цензоры с мозолистыми кулаками, да и тростью могли пройтись по спине бедного копирайтера. Могли бросить в бассейн к крокодилам, в клетку с тиграми или выставить на арену против гладиатора-чемпиона… Могли застрелить из дамского револьвера прямо на презентации или отравить вино в бокале. Мир подвержен изменениям, не меняется только одно — жажда автора поделиться своими мыслями с другими, это наполняет его жизнь смыслом, дарит чувство божественного присутствия в его делах. Поэтому Илья, делай что делаешь, мы напишем еще свою суперкнигу.
пользовательский опыт он и был, есть и будет пользовательским опытом.
Чтобы сильно глаз не резало такое длинное выражение при частом употреблении, можно в скобках после первого словосочетания показать сокращение (UE) или подобное, и в дальнейшем использовать его
Символично читать про режет глаз от человека с таким ником =)
Смиритесь… мне тоже не очень нравится как это звучит, но это уже практически официальный термин. Это как требовать слово «дизайн» переводить или браузер «обозревателем» называть. Нет в русском какого-то 100% аналога, все синонимы очень условны и только запутывают дело. А статья на техническую тему — это все таки не художественная литература, тут немного иные нормы и приоритеты.
Так плохо переводить — это надо уметь. Автору надо идти работать в полицию следователем, слог соответствует.
По сути, даже не знаю с какой стороны подступиться к этой статье, ее структура совершенно бессмысленна, а суть являет собой сравнение теплого с мягким.
Слог? Каков слог у следователей? Уточните, чтобы знать, над чем работать. Буду благодарен
Тест обезличен, предложения через чур длинные, очень тяжело читать. Задача перевода — максимально передать смысл, а не дословно перевести каждую фразу. Постарайтесь убрать ненужные связки и сделать текст проще. Например: «Чем дальше, тем менее вероятным становится становление мира, в котором Android процветает из-за ухудшения iOS». Можно перефразировать так: «В будущем, маловероятно, что Android нарастит долю засчет ухудшения iOS».
это что, ПРОМТовский перевод?
Нет.