26 января 2016
Дизайнерские истории: о дизайне звука и темах для HTC
Константин Иванов
По материалам blog.htc.com
И вновь добро пожаловать в гости к дизайнерам компании HTC, которые рассказывают о своей работе. На этот раз с нами Эндрю Чамплин, один из звуковых дизайнеров компании HTC. А речь пойдет о темах – именно с точки зрения звука, а не эстетики или пользовательского опыта, как, например, в других материалах.
Начнем, пожалуй. Эндрю, что такое звуковой дизайн?
Эндрю Чамплин: Звуковой дизайн – это, так сказать, последняя линия обороны в мультимедиа, таких как фильм или игра, а также в мобильных устройствах. Все уже должно быть готово, а затем звук вдыхает жизнь в продукт. В качестве звукового дизайнера HTC я отвечаю за создание всех необходимых рингтонов, звуков уведомлений и будильников, уделяя внимание и их узнаваемости, и тому, чтобы они воспринимались цельно, как единое звуковое «высказывание».
Что ты понимаешь под узнаваемостью?
Эндрю: Узнаваемость – это одна из основных характеристик для измерения эффективности звука. Он должен восприниматься поверх шума в помещении, да и вообще выделяться в нашем наполненном звуками мире. Узнаваемый звук привлекает внимание и моментально говорит о том, с чем он ассоциирован. Он сообщает нечто раньше, чем вы успеваете об этом подумать, связывается с мозгом раньше, чем вы полезли в карман за телефоном. Если мы говорим о наших устройствах, это звуки уведомлений, рингтоны. Также надо думать над тем, как они увязываются со звуками, которые издают сторонние приложения вроде Facebook и Hangouts.
Понятно. Однако проект «Темы» дал возможность кастомизировать эти звуки. Не расскажешь об этом немного?
Эндрю: Идея заключалась в том, чтобы создать серию звуков, которые алгоритм генерировал бы из цветов. Мне нужно было 30 «голубых» звуков, 30 «оранжевых», 30 «желтых» и так далее. Требовалось, чтобы они ассоциировались с дизайном, которому соответствовали. Когда создаешь звук, всегда оглядываешься на покупателя, но вместе с тем хочешь привнести и свои суждения, свое художественное видение того, как «звучит» голубой или желтый цвет.
Например?
Эндрю: Для меня голубой ассоциируется со светом от кинескопного монитора. Это такое футуристическое, холодное, «немецкое», «техниколор»-ощущение. Мне хотелось предложить нечто, помимо поверхностного анализа того, каким может быть этот цвет. Разновидность синестезии. Чувство цвета.
Класс! А желтый?
Эндрю: Желтый мне нравится неопределенностью звука. Это нечто среднее. Нечто бледное. Нечто ударное. Нечто, сильно напоминающее звук игрушечного пианино. Вот это для меня желтый цвет.
Как мбира?
Эндрю: Да, как любой вид вспомогательной перкуссии, по которой предполагается стучать. Для меня это вопрос вроде «В какой тональности играет эта штука, какой звукоряд воспроизводит?» И часто это нестандартные звуки. Многое от современной гармонии, многое от восточной, нечто подобное.
А лиловый?
Эндрю: Лиловый цвет синтетический. И звук для него синтетический, иной. Лиловый был для меня таким олдскульным, модульным, как блестящие 70-е. Это то, что вы могли бы наиграть на мигающем модульном синтезаторе.
Сколько индивидуальных звуков включено в темы?
Эндрю: Темы, разработанные HTC, такие как Numero и Tilt, включают в себя 3 звука (рингтон, уведомление и будильник), всего 30. И для онлайнового Theme Maker, где вы видите привязанные к цветам звуки, предлагается 5 звуков, сгенерированных для вашей цветовой палитры. 120 звуков на выбор. Всего получается 150 созданных нами звуков.
Какие-то визуальные референсы перед разработкой звуков у тебя были?
Эндрю: Достаточно быстро мы получили превью серии тем, которые включали в себя и ключевые слова для названий – Freestyle, Tilt, Cascadia и так далее. На этой основе мы запустили быстрый 3-дневный цикл разработки. Нам требовалось заглянуть в замысел дизайнера, увидеть образ, то, с чем он ассоциируется, и отталкиваться от этого. Freestyle напоминал регги в сочетании с ритмами рокстеди. В устройство, предназначенное продаваться по всему миру, я засунул песню в стиле драм-н-бэйс, такая у меня была личная цель.
И какой фидбек вы получаете от покупателей?
Эндрю: Большую обратную связь мы получаем на польском языке. Изо всех сил юзаю гугл-транслейт! Наиболее тронувший меня комментарий касался как раз лилового звука, человек поставил 5 из 5 и сказал, что звук отлично подходит для Ирана. А ведь он был без претензии, нечто вроде канадского хип-хопа без всяких high-end – звуков. Не знаю, может, речь шла о тональности или гармонии, которая там используется. И я не претендовал на создание мейнстримового поп-хита. И вот это стало для меня водоразделом. Я создал нечто, не подразумевая контекста, в котором оно вызвало отклик. По крайней мере, у одного представителя культуры, о которой я ничего не знал! Это было нечто.
А какой твой любимый звук, если такой есть?
Эндрю: Наверное, это один из первых, созданных мной, называется Cerulean.
Это один из тех футуристических «голубых» звуков. Я его создал, используя только встроенные возможности моего Mac. Создание его далось легко, а получился он весьма богатым на ассоциации.
Это ведь напоминает игру, так? Мне кажется, в этом деле требуется здорово задействовать интуицию.
Эндрю: Да. Звуки так же различны, как люди, которые выбирают их вместе с дизайном. В этом заключалась идея. Надеюсь, из этого многообразия, из 120 звуков, у них получится выбрать что-то, созвучное им.
Откуда ты рассчитываешь брать звуки для тем в будущем?
Эндрю: Мне бы хотелось дальше развивать цветовую концепцию. Найти способ синтезировать палитру и звуки более тонко, может, даже немного задействуя принцип игры, чтобы сделать процесс выбора звука динамичнее.
А теперь давай немного поговорим лично о тебе. Где ты вырос?
Эндрю: Детство я провел в Канзасе, а юность в Арканзасе, и не путайте одно и другое, в книжках есть правила, как следует это произносить. И постепенно, от одного места к другому, мой акцент практически исчез – весьма полезно для дебатов в вузе. А еще я играл десятую флейту из двенадцати в симфоническом оркестре. Мне нравилось – мы были этакие антиуспешные заговорщики во втором ряду.
Как тебя заинтересовал звуковой дизайн?
Эндрю: В одно судьбоносное Рождество у меня в руках оказались гитара и софт для звукозаписи. Гитара очень быстро отправилась в угол собирать пыль, а вот наличие софта повлекло за собой создание пяти альбомов за последующий год. У меня не было желания непременно писать обычную музыку. Я стал искать университетские курсы, посвященные программированию для синтезатора и звуковому дизайну. Одни такие нашлись в Джорджии, в Колледже искусств и дизайна Саванны, который был частью киношколы. Туда я и поступил.
Как ты описываешь свою работу друзьям, которые не в курсе, что ты делаешь?
Эндрю: Сначала я говорил, что я пишу песни за деньги, потому что люди представляли, что это такое. Затем стал объяснять проще: «Я пишу рингтоны». Когда я стал ближе к миру хай-тек, я смог уже отвечать «Я звуковой дизайнер», добавляя «как графический дизайнер, только звуковой», и тогда народ понимал.
Представь, что волшебный джинн готов исполнить одно твое желание, которое навсегда изменит твою жизнь. Каким оно будет?
Эндрю: Неопустошаемая супница. Уберите основу пирамиды Маслоу, утолите голод и жажду, и вы получите полную свободу делать что угодно еще.
У тебя есть какие-нибудь суперспособности?
Эндрю: Могу пить любой кофе, неважно, насколько дрянной. У меня есть целая иерархия паршивого кофе, например «кофе из церковного вестибюля» — очень слабый, очень разбавленный, всегда в пластиковом стаканчике. А есть суперлегкий жареный эспрессо из Сиэттла, тоже дрянь. И вот поставь передо мной такое – я и выпью, чем не суперспособность?
Самая странная еда, которую тебе приходилось пробовать?
Эндрю: Ну, если хочешь поизображать Эндрю Циммерна, скажу тебе: куриная нога. В смысле, очевидно, я ел куриную ногу, так оно и есть.
Звук, синестезия и хлеб наш насущный. Поговорили обо всем. Эндрю, спасибо тебе большое!
Такое интервью бы, да с дизайнерами Самсунг. Очень хотелось бы послушать их объяснения свистам и бульканью на каждый чих. Не мешало бы еще и графических дизайнеров привлечь, ибо величина упоротости и свистоперделок тач-виза в некоторых моментах просто феерическая.
HTC на фоне других производителей стали выпускать, образно выражаясь, «средневековые» смартфоны. И звуковое сопровождение должно быть соответствующее — скрипка, барабан и рожок. Чтобы создалась атмосфера таверны, где среди спящих лицом в деревянных блюдах гуляк танцуют пьяные матросы с куртизанками.