24 мая 2018
Интервью с человеком искусства. Дмитрий Морозов, проект vtol
Илья Субботин
О подходе к цифровому сопротивлению и концепции «сделай сам», экспериментах со звуком и медиа-пространством и не только…
Пространство мировой паутины непредсказуемо и может выдавать совершенно неожиданную информацию о любопытных вещах и людях в непосредственной близости. Так и произошло в ходе очередной мимолётной веб-прогулки. На глаза попался материал о крайне любопытном гаджете. Его мы непременно обсудим в интервью, скажу лишь, что он идеально вписался в канву блокировок в российском сегменте сети на волне протестных настроений различного характера. Первым желанием было узнать, является ли проект коммерческим, можно ли где-то лично потестировать устройство.
Так я оказался на сайте Дмитрия Морозова, выступающего под псевдонимом vtol и являющегося автором этого проекта, а также многих других интересных инсталляций и девайсов. После нескольких минут на сайте мой интерес лишь возрос, я написал Дмитрию с предложением провести веб-интервью, на что он любезно согласился.
В ходе нашей веб-беседы попробуем поближе познакомиться с создателем устройства, его проектами, узнать его отношение к актуальным проблемам современного технологического мира и людей в нём.
— Дмитрий, здравствуйте! Большое спасибо за согласие принять участие в этом интервью. Я, если честно, немного теряюсь в плане того, как лучше представить Вас нашим читателям. Как Вы себя позиционируете? Человек творчества? Разработчик устройств и хактивист? Техно-скульптор? Музыкант и создатель инструментов? Или эти рамки ни к чему и есть другое понимание?
Я, честно говоря, сам иногда теряюсь, или, если быть точнее, долго не мог определиться с обозначением своей деятельности, но сейчас все же пришел к пониманию, что «художник» — это наиболее подходящий термин на русском языке. В английском есть еще более точное “artist”, которое имеет чуть большую свободу трактовок. Так как я и делаю перформансы, и действительно много работаю со звуком и как звуковой художник, и как разработчик звуковых инструментов, то, пожалуй, английское понятие “multimedia artist” было бы самым точным.
Что касается «хактивизма», то это скорее жанр внутри широкого спектра векторов технологического искусства, и, так или иначе, я к нему периодически обращаюсь. В целом, в последнее время в мире используется очень ёмкий термин «технологическое искусство» – жанр, в котором основными инструментами художников стали те или иные современные технические средства, новые медиа (видео и компьютерная графика, программирование, синтезированный звук, мехатроника и т.д., и т.п.) и даже научные разработки, причем порой еще не вышедшие из лабораторий: это касается практики, которая называется «арт энд сайнс» – жанр, оперирующий широчайшим спектром инструментов, от синтетической биологии до ядерной физики. На эту территорию я тоже периодически захаживаю по мере возможности.
— На Вашем сайте указано, что Вы занимаетесь творчеством с 2007 года. Какой путь предшествовал этому?
Сейчас я все больше прихожу к пониманию, что все практики, которыми я занимаюсь сейчас, точнее, уже с 2007 года, являются гармоничным продолжением процесса накопления интересов и идей, происходившего с раннего детства. 10 лет назад я этого не осознавал, а недавно понял, что это выходящая наружу и получившая реализацию концепция, зародившаяся еще в школе. Меня всегда интересовали история науки и техники, научная фантастика, электронная музыка и, назовем это по-бытовому, «хакерство» (не с целью наживы, а как процесс познания и проверки мира на прочность) – короче, я был хулиганом. Типичный набор для подростка из 90-х.
— Как Вы увлеклись технологиями?
Банальная история – заболел в 4-м классе, нашел дома пластиковую модель самолета для склеивания, собрал и понял, что мне очень нравятся самолеты (отсюда, кстати, vtol) и очень нравится конструировать. После этого были сотни моделей, потом ракетопланы, собранные из фейерверков, взрывы, электромоторы, поджоги. В 1998 г. у меня появился интернет, я сразу же начал делать веб-сайты (благо уже был narod.ru). Первый же ресурс, который я создал, превратился в гигантскую энциклопедию экспериментальной авиации, для которой я черпал информацию копипастом с других ресурсов, постепенно стал заниматься переводами заграничных материалов, сканированием книг и даже работой с архивами. Потом появились заграничные единомышленники – в общем, была такая подростковая псевдонаучная попытка систематизации информации. Это привило отличные навыки в базовом понимании программирования, поиске информации и т.д. Даже поработал веб-дизайнером лет в 17-20.
К окончанию школы вектор сместился больше в сторону искусства, но никаких данных в классических видах и жанрах у меня не было, поэтому я поступил на искусствоведение в РГГУ, получил очень классическое образование в этой области, но и там вдруг через историю архитектуры проявился мой интерес к технологиям. Меня очень увлекла модернистская архитектура – архитектура, созданная под влиянием научно-технического прогресса 20 века. Так я увлекся изучением творчества наших конструктивистов, немецкой школы Баухауз – а там до кинетизма и синтеза искусств было уже рукой подать.
— Помните свой первый арт-проект?
Честно говоря, моими первыми работами стали объекты, которые прямого отношения к искусству не имели, точнее, когда я их делал, я совершенно их такими не мыслил. Это были небольшие электронные устройства для создания достаточно странных электронных звуков – учась в университете, я очень увлекался написанием электронной музыки, но делать это при помощи популярных программ не хотелось, а хотелось чего-то очень индивидуального. Так я занялся примерно 10-11 лет назад производством самодельных синтезаторов, которые сперва создавал, переделывая и модернизируя детские игрушки, а потом уже самостоятельно разрабатывая схемотехнику.
В какой-то момент я стал посещать лабораторию «Термен-центр», существовавшую когда-то в Московской консерватории, через которую стал вовлекаться в различные фестивали медиа-искусства, сперва как исполнитель музыки на своих самодельных аппаратах, а потом уже и как художник.
Свой первый чисто арт-проект я сделал в 2009 году для фестиваля электронной музыки и искусства «Абракадабра», который проходил на Винзаводе в Москве. Это был, по сути, гигантский синтезатор, точнее, сам синтезатор был весьма компактным, а вот его контроллер был огромным – он представлял собой 4 торса от полноростовых манекенов, к которым я на грудь приделал в качестве металлических тач-сенсоров ножи от мясорубок. Люди могли их касаться, что запускало генеративные алгоритмы создания звука. Чем больше и чем дольше люди прикасались, тем активнее развивалась композиция. Сейчас, конечно, очень наивно все это звучит, но тогда это был любопытный опыт, который продемонстрировал, как интересно может быть создавать что-то подобное для фестивалей и выставок, как это может побуждать людей к действиям.
- В своей работе придерживаетесь ли Вы принципов DIY / indie? Есть ли в ней коммерческая составляющая?
Я всегда был адептом DIY. На всех уровнях. Это не то чтобы политическое заявление – скорее, мой способ познания мира. Самообразование, пропаганда open source и т.д. О коммерческой составляющей я никогда не думал. Да, я люблю, когда работа оплачена, будь то участие в выставке или разработка интерактивного объекта для музея или какой-то презентации, но это никогда не было главным для меня. Иначе я бы продолжил заниматься производством синтезаторов, которые было очень легко из разряда кустарных перевести в разряд произведенных в Китае. Рынок электронных музыкальных инструментов сейчас переживает невероятный рост.
- Признаюсь, мне очень импонирует характер Вашей деятельности, будь то эксперименты со звуком и звукоизвлечением или создание новых сценариев применения технологий или звуковых инсталляций. Вы работаете один или привлекаете людей к себе в команду?
Я стараюсь делать только то, что мне по силам самому или, по крайней мере, то, что понимаю, что возможно сделать самому. Это очень важная составляющая моего творчества, позволяющая постоянно учиться и ни от кого не зависеть. Хотя, бывает, я привлекаю для работы ассистентов (как дополнительные руки во время сборки чего-то сложного). Но, конечно же, есть и коммьюнити, интернет — гигантский помощник.
— Творчество является проводником идеологии. О чём могут рассказать миру Ваши проекты?
Я думаю, что главная мысль о том, что технологии — это отражение нас самих, индивидов и всего социума. И через технологические художественные практики можно показать, насколько все неоднозначно, разнообразно и многогранно. Иногда это может быть очень критическое высказывание, а иногда и наоборот – ироничное или даже комичное. Но в целом это все равно оперирование эстетикой, сформированной технологическими революциями.
— Вернёмся к технологиям. Как уже говорил, я под большим впечатлением от Hot Ninja. Расскажете о нём?
Повестка последних дней побудила чуть-чуть поупражняться в программировании и сделать свой собственный альтернативный мессенджер /многофункциональное сетевое устройство для автономной активности в городской среде. Основное назначение – коммуникация и пропаганда при помощи стандарта беспроводных сетей Wi-Fi. Это – хактивистский ответ на попытки властей разных стран контролировать интернет. Проект служит примером возможного противодействия и децентрализации сетей для обеспечения коммуникации и информирования вне зависимости от наличия подключения к глобальному интернету.
Устройство представляет собой 3 автономные точки доступа WI-Fi на основе чипа esp8266 и платы Arduino Mega, служащей мозгом системы. Устройство также оснащено клавиатурой для ввода текста и oled-экраном для удобства использования. Может работать от встроенной батареи (до 8 часов) либо от любого powerbank / зарядки для телефонов.
Принцип работы:
Набирая текст на клавиатуре, можно в любой момент создавать/менять имена сетей, используя латинский алфавит или кириллицу. Это позволяет использовать уже сами имена сетей как способ трансляции определенной информации: личного сообщения, призыва, лозунга, оповещения или иного другого заявления. Так как все современные смартфоны, планшеты и компьютеры оснащены Wi-Fi модулями, с большой долей вероятности это сообщение может быть прочитано в радиусе до 100 м, в зависимости от условий пространства. Каждое имя сети может иметь до 32 символов, при использовании всех трех сетей – 96 символов. Кроме того, в местах скопления людей (например, метро) множество пользователей постоянно ищут сети, а так как под землей обычно очень мало посторонних сетей, то с большой долей вероятности множество людей увидят сообщение в момент выбора подключения.
Если пользователь подключается к одной из сетей (все сети не имеют паролей), то ему принудительно выскакивает captive-страница (страница приветствия / регистрации). Данная страница может иметь любое заведомо заданное содержание, любой объём и, в том числе, вести на иные страницы, расположенные на автономных серверах всех трёх точек. Это позволяет донести большие объемы информации, по сути являясь автономным интернетом. На демо-странице, использованной в видеодокументации, размещен текст «Манифест Киберпанка» Кристиана Кирчева (1997).
Если создавать имена сетей, полностью повторяющие популярные городские сети, например, MT_FREE (Московский транспорт) или Onlime (популярный провайдер), то устройства огромного количества людей подключатся к моему аппарату автоматически, так как узнают сети по имени. Соответственно, captive-страница им выскакивает по умолчанию, что позволяет доносить информацию принудительно.
В популярных пространствах наподобие кафе можно создавать сети, очень похожие на оригинальные сети этих заведений. Достаточно добавить лишь один пробел в конце названия, и сети становятся внешне абсолютно неотличимы от оригинальных, но устройствами распознаются как отдельные сети. Это позволяет скомпрометировать сети этих заведений и вместо них привлечь людей на свои автономные сети, где им будет предложено ознакомиться с определенной информацией.
На одной из версий captive-страницы я создал форму отправки сообщений, что позволяет получать обратную связь от подключившихся к моим сетям людей. Эти сообщения я вижу в лог-файле сервера и могу им ответить, изменив имя сети. В еще одной версии автономного ресурса я вывел все приходящие сообщения из лог-файла на специальную страницу, на которую пользователь попадает, как только отправил сообщение, что позволило реализовать полноценный автономный и анонимный чат, где в качестве имен пользователей видны только IP-адреса устройств.
Таким образом, спрятанное в кармане устройство является моим небольшим беспроводным карманным интернетом. Единственная возможность перекрыть к нему доступ – физическое глушение радиочастот стандарта Wi-Fi. Более того, устройство позволяет вести пропаганду, оповещать людей, немного проникать в их устройства и создавать ресурс для общения.
Полевые тесты устройства доказали высокую активность пользователей, ищущих бесплатный Wi-Fi, а также удачную охоту на устройства, помнящие имена сетей, которые я симулирую идентичным именем. Специальный лог-файл (недоступный никому, кроме администратора сети) сохраняет все mac-адреса когда-либо подключившихся к моим сетям устройств.
— Вот оно – экстрактированное цифровое сопротивление! Как я понял, устройство выпущено в единственном экземпляре? Сколько времени ушло на его создание?
2 дня. Да, в единственном экземпляре, но я выложил схему и код, так что любой желающий может попытаться его воссоздать (упростить или модернизировать). Надеюсь, очень скоро появятся первые клоны.
— Что интересно, в своих поисках информации об устройстве Hot Ninja я не нашёл русскоязычных упоминаний (кроме Вашей страницы ВК). На материал о нём я наткнулся на иностранном ресурсе. Да и Ваш сайт на английском. Совпадение?
В России подобное творчество не находит особого отклика – да, есть отдельные локальные фестивали и ресурсы, которые иногда на что-то такое обращают внимание, но в целом жанр игнорируется как большими инстанциями, так и медиа. Думаю, для этого есть объективные причины – искусство малопонятно людям, есть разрыв между ним и обществом, его нужно популяризировать и объяснять, почему это важная составляющая культуры. С другой стороны, не до культуры, когда нужно выживать. Но это очень сложный вопрос…
— Часто ли Вы сами пользуетесь Hot Ninja?
Похаживаю по городу. Весело достаточно. Смотрю лог-файлы – неплохо работает все. У меня нет цели кого-то шокировать, обидеть, оскорбить или напугать. Тем более украсть информацию или что-то такое.
— Возрос ли интерес к гаджету в связи со всем известными событиями с блокировкой всем известного мессенджера всем известным надзорным органом? Не предлагали сотрудничество с целью серийного производства?
Идея проекта появилась давно, но решил реализовать идею собственно на волне последних событий вокруг мессенджера. Этот контекст легко улавливается, и прибор нашел отклик у многих друзей и подписчиков в моих соцсетях, но не более того. Серийно предложили делать какие-то иностранцы, но я не вижу в этом смысла.
— Каково мнение по поводу вышеупомянутых событий? Сильно ли повлияют на общество? Ждать ли новой волны блокировок?
Мне кажется, им до мессенджера дела нет – просто, прикрывшись им, тестили технические средства блокировки крупных сегментов сети. Мне понравилась реакция как простых людей, так и компаний – блокировки были настолько тупыми, что ничего, кроме возмущения, это вызвать не может. Думаю, за свободу интернета еще можно побороться.
— Можете ли назвать себя гиком? Каким гаджетам отдаёте предпочтение в повседневной жизни?
В определенной степени. Гаджеты ради гаджетов меня интересуют мало. Я их рассматриваю все же как инструменты и средства для творчества. Долгие годы я пользовался техникой Apple, отчасти продолжаю, но сейчас становится очевидно, что лидирующие позиции последних лет они начинают сдавать.
— Ждёте ли в ближайшем времени анонса какого-либо устройства / технологии?
Глобально меня волнует судьба монитора и проекций. Точнее, я очень жду, когда они исчезнут за ненадобностью и экранная культура вообще сойдет на нет, а на замену придет прямая проекция в глаза (сперва), а потом и нейронное зрение. Соотвественно, изменятся и интерфейсы взаимодействия с визуальным контентом.
— Самый яркий современный технологический тренд для Вас — это…
Носимая и инвазивная электроника и интернет вещей. Ну и вытекающая из этого киборгизация. С одной стороны, популярные тренды, с другой – вполне себе входящие в обиход технологии, особенно бурно развивающиеся в медицине.
— Если смотреть на текущую ситуацию в мире технологий, какую основную проблему Вы бы выделили?
Слишком сильный диктат крупных компаний – им нужна прибыль, из-за чего они постепенно и дозированно улучшают девайсы, чтобы их обновляли каждые пару лет (если говорить о потребительском сегменте). Думаю, что будущее за компаниями среднего масштаба, созданными наполовину учеными и инженерами, наполовину менеджерами и коммерсантами – то есть такая сбалансированная система, противостоящая монополиям.
— В завершение интервью по традиции такой вопрос: какой совет Вы бы дали начинающим изобретателям и просто творческим людям на ранней стадии развития своего мастерства?
Наверное, это банальная мысль, но, думаю, самое важное – это осознавать, что неудачи, очень важная стадия на пути к положительному результату. Если что-то сразу получается, то, скорее всего, это кто-то уже сделал до вас (если это важный фактор).
~
Подводя итог нашему небольшому интервью, хочу ещё раз поблагодарить Дмитрия и отметить разносторонний характер творчества героя сегодняшней беседы. Мне всегда очень интересны люди, способные активно и успешно развиваться в нескольких сферах / ипостасях, как угодно. Очень необычные проекты, советую побродить по сайту, масса занимательного. В комментариях к материалу можно оставлять вопросы, Дмитрий обязательно ответит по мере возможности.
Спасибо за внимание!
Очень затянутое интервью
Интересен только вайфайный твиттер. Жаль что в наборе идет набор унылых банальностей изо рта интервьюруемого.
И в чем банальность?
В тексте.
Коту делать нечего — он инсталляцию лижет )))… Мне это совсем не близко, но я рад что человек нашел себя в этом, главное чтобы ему было так интереснее и меня не касалось )))).
Куда катится MR…
Что за чепуха ?
Ребят, у вас верстальщик тоже в отпуске. Сначала идут вопросы с тире вначале, потом без. Раз уж это преподносится как «веб-беседа», оформляйте в стиле интервью: вопросы жирным шрифтом, ответы — обычным. В обоих случаях с тире перед текстом. Не надо это самодеятельности с курсивом и кавычками. У меня всё.
Супер. Илья, спасибо. Не слушайте анонимных зануд. Для общего развития и работы серых клеточек очень интересно было читать. А то все смартфоны, смартфоны. 🙂
Хрень какая-то. Залез на сайт, увидел некий motorgan (на картинке он), подумал, «о, выглядит интересно, навёрное на нём сейчас будут клёвую музыку делать, автор же говорил что он много работает со звуком», а в итоге просто совершенно некрасивые шумы =_= https://uploads.disquscdn.com/images/18302d25e4bc44cf1f23bbcc2292f27dae7fbcf5728d04bc720fd1792e073e96.jpg
Посмотрел ещё несколько работ — всё какое-то не проработанное, будто автор и не пытается сделать что-то классное, а просто тяпляпает, что в голову приходит, а как доходит до стадии доведения до ума, так он забивает и выпускает в свет.
Слишком… кхм… концептуально.
Мне понравилась ДНК установка, довольно интересная идея — индивидуальность против коллективного.)