3 декабря 2018
Профдеформация и гаджеты в кино
Макс Любин
Привет!
В психологии существует такое понятие, как профессиональная деформация. Википедия пугает казенным языком, создавая мрачный образ: «Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности».
Однако на самом деле все не так страшно, как может показаться. Более того, скорее всего, каждый из нас на личном опыте хоть однажды встречался с проявлениями этого «недуга». Любой профессионал своего дела начинает смотреть на вещи иначе, учитывая особенности своей деятельности.
Человек, работающий в автомобильной сфере, обращает внимание, на чем ездят окружающие. Повар, приходя в кафе или ресторан, оценивает поданные ему блюда. А человек, связанный с рынком электроники, в первую очередь обратит внимание на то, каким гаджетом вы пользуетесь.
Поймал себя на мысли, что, смотря очередной фильм, кроме канвы сюжета и актерской игры, обращаю пристальное внимание на то, какими гаджетами пользуются герои. Анализирую, делаю выводы и благополучно забываю об этом до следующего появления в кадре нового гаджета. Происходит это автоматически и не отвлекает от основного сюжета.
Несмотря на второплановость подобных размышлений, не получается не обращать внимание на то, что перед глазами искусственный киношный мир, густо замешанный на рекламе, иначе чем объяснить, что все герои, не сговариваясь, пользуются разными моделями одного производителя. Согласитесь, очень странно.
Особенно это бросается в глаза в фильмах, в которых телефон из статиста превращается в действующее лицо – решает какие-то задачи, обладает какими-то особыми свойствами или позволяет персонажам получить некое преимущество. Такое выпячивание характерно для шпионских детективов и боевиков, где, кроме всего прочего, герой активно пользуются гаджетами.
Судя по всему, маркетологи поняли это гораздо раньше зрителя.
Раз – и у всех в карманах совершенно случайно оказались аппараты одного вендора.
Два – и все сразу торопятся их достать и показать в кадре.
Три – и телефон помогает спасти мир, не преминув при этом блеснуть в кадре фирменным логотипом.
Вот вам пример – Джеймс Бонд. Довольно известная личность. Почему бы не заставить его пользоваться телефонами Sony (SonyEricsson)? Легко.
Здесь должен быть абзац про Пирса Броснана, и начало дружбы Бонда и SonyEricsson, но я не люблю Бонда в исполнении Броснана, поэтому начну с Дэиэла Крейга. 🙂
Компания платит энную сумму за рекламу, и вот маскулинный британский разведчик, повадками и методами работы больше напоминающий плохонького диверсанта, пеленгует врагов, ведет видеопереговоры, а также фотографирует секретную информацию с помощью новенького на тот момент K790i-K800. А затем при трагических обстоятельствах становится обладателем Sony Ericsson M600 в белом цвете. Зато какой пиар…
Любовь к SonyEricsson преследовала Бонда и в следующей серии франшизы, «Квант милосердия», где роль супергаджета взял на себя Sony Ericsson C902.
Не изменил себе (вернее, желаниям маркетологов) Бонд и в самой мрачной части «бондианы», вышедшей в 2012 году, – «Координаты “Скайфолл”». Там уже не было Ericsson, осталась только Sony, которая занялась странными экспериментами, результатом которых стал очень спорный Sony Xperia T.
На момент просмотра картины я находился перед дилеммой очередного выбора своего следующего смартфона и уже знал про эту модель всё. И тем интереснее было увидеть эту модель у Бонда в руках. Xperia T я так и не купил, и виной тому не Бонд, а посредственные характеристики модели.
А вот в 2014 году в этом налаженном механизме что-то сломалось – были обнародованы слова режиссёра Сэма Мендеса и Дэниела Крэйга о том, что смартфон Sony кажется неподходящим для фильма, потому что Джеймс Бонд, объективно или субъективно, пользуется только лучшей техникой, а они считают, что телефон Sony — не лучший.
Да, в кадре появляется Sony Z5, однако эпизодически – агент использует его, чтобы связаться с Манипенни во время автомобильной погони по улицам Рима. Вот и всё.
Сложно сказать, насколько сильно такая реклама повлияла на продажи, но меня не покидало ощущение, что во всех частях бондианы, кроме последней, телефонов в кадре было слишком много. Вернее, у телефонов было слишком много эфирного времени.
Не все спецагенты могут похвастаться верностью одной марке и бренду.
Например, Итан Хант (Том Круз), известный нам по серии шпионских боевиков «Миссия невыполнима», начинал с аппаратов Ericsson (похоже на Бонда, да?). Вот только, либо бюджеты были не те, либо product placement в этот раз был не такой агрессивный, однако увидеть эти аппараты в кадре сложно.
Но потом американского шпиона понесло – он умудрялся в одном фильме использовать аппараты нескольких марок, среди которых и Nokia, и HTC, и Apple. Судя по всему, в разных частях франшизы ее создатели не делали ставку на какую-то одну марку, а решили собрать «с мира по нитке». А еще, похоже что Nokia заплатила больше всех — именно финские аппараты чаще всего мелькают в кадре.
В «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» Итан определился в своих предпочтениях, всем своим шпионским сердцем полюбив продукцию Apple, которая тут доминирует.
И, казалось бы, вот она яблочная «ван лав».
Но нет, в следующей части «Племя Изгоев» в руках супершпиона появляется, внимание, Nokia Lumia 930. Что? Опять Nokia?
А, нет, это уже не та Nokia, это ее гомункул от Microsoft. Чтобы зритель не посчитал это случайностью, нам показывают планшет Microsoft Surface.
А вот последнюю часть я не смотрел. Поэтому ничего о ней сказать не могу. Подскажите в комментариях, смартфонами какого производителя пользуется Итан Хант сегодня?
Заключение
На протяжении существования подобных франшиз можно отследить и развитие смартфонов, взлеты и падения разных производителей, которые сменяли друг друга, уступая друг другу пальму первенства на рынке, а значит, и место в руках главных героев. Да, далеко не всегда этот фактор отражал реальное положение вещей на рынке (вспомнить хотя бы Nokia), но все равно являлся неким мерилом успеха для компаний, желавших показать что-то эдакое, удивить.
Но при всем при этом вот что бросается в глаза – если судить и по «Бонду», и по «Миссиям», смартфоны в руках героев перестают удивлять технологическими чудесами и постепенно превращаются в обычные гаджеты, точно такие же, какими пользуются окружающие шпионов обыватели.
Возможно, это связано с тем, что сегодня смартфоны и без всяких шпионских штучек являются настолько технологичными устройствами, что им не требуются дополнительные модули – большую часть фишек можно реализовать, просто установив необходимый софт.
Вместо поражающего воображение «железа» на первый план выходят такие приметы времени, как Big Data и глобальные сети, позволяющие героям получить больше, используя рядовую технику. Кто знает, что ждет нас завтра. Может быть, мы придем к светлому технологическому будущему, в котором каждый при желании сможет стать супершпионом, просто закачав себе на телефон нужную программу.
Долго рассматривал телефон в руках Макрона, но так и не понял что это за модель. Может кто-нибудь подскажет? https://uploads.disquscdn.com/images/034957870c8afa5eb2a0b6c3796b78bf9327901d477abef65d6591f966478d45.jpg
Кажется, это ежевика 9900
«не возжелай дома ближнего твоего …»
А я вот почему-то именно дома возжелаю ближнего (нюю) своего. А на природе не очень.
BB
Открыл статью, «…Здесь должен быть абзац про Пирса Броснана, и начало дружбы Бонда и
SonyEricsson, но я не люблю Бонда в исполнении Броснана, поэтому начну с
Дэиэла Крейга…», закрыл статью.
Еретик!
Ага, шпион с модельной внешностью Кена, лицо которого запомнишь с первого взгляда и на всю жизнь, это то что нужно)
Коннери же
А дальше Броснан!… Сразу после Мура 🙂 Но не Крейг же!
Очень хорошо помню Ночной Дозор. Там Городецкий-Хабенский бегал с дорогущей Нокией. Прям зависть такая была)))
Там все персонажи бегали с Nokia.
Да, есть такое: смотришь кино, а там герой прижимает телефон к щеке, а экран не гаснет, или набирает номер из 5 цифр, или открывает адресную книгу, а нужный контакт первый. Практически любое действие они выполняют в два-три клика, никогда нет долгого набора и т.п.
Помню, смотрел какой-то сериал, обратил внимание, что все пользовались SGS3, причем это было три сезона подряд (когда уже вышли новые модели), потом перешли на Apple 🙂
Здесь тяжеловато аппарат разглядеть, но, видимо, Ericsson)
Так статья про проф.деформацию, или про скрытую рекламу в кино (Product Placement). Если про первое — слишком мало. Если про второе — так лучше тогда уж и про «джинсу» рассказать.
А еще — если не заключен контракт, то логотип просто заклеивают черной изолентой, или на нелинейке в постпродашене размывают (как голые части тел на рентв в дневное время.)
Лично мне — трудно смотреть ТВ, особенно отечественное, потому что в глаза бросаются все косяки недоделок. То свет криво поставлен, то на нелинейке прыщи затирают, которые не смогли выправить гримеры тоналкой. Про «прямые эфиры»- ток-шоу в записи «на неделю вперед», уж и не говорю.
А если смотреть голливуд — так это один большой рекламный ролик (Для примера — Evolution (2001). Довольно смешная реклама шампуня ), в том числе и образа жизни.
Именно поэтому, например славяне в голливудских фильмах показываются в смешном, уродливом, искаженном виде. (неказистая форма военных, бандиты, проститутки, рэкет, тупые «рэднеки») — как жители третьего мира, а американцы — белыми и чистенькими в накрахмаленных рубашках — цивилизованными, несущими истину.
А ничего, что само слово «реднек» описывает американца?
Кавычки то заметили?
Ну и употребление слов «ватник» «…дорашка» и иных актуальных, употребляемых молодежью — разом сведут комментарий к политически ангажированному, и как следствие — бан.
А знаете ли вы какая студия снимала последние последние фильмы про Бонда (как раз с Крэйгом)? Columbia Pictures.
А знаете ли вы кто владеет Columbia Pictures? Sony Pictures Entertainment.
Это про product placement. Про профдеформацию: две франшизы и все?! Какая-то слабенькая профдеформация… в остальных фильмах телефонами не пользуются что ли?
решил затереть про Product Placement
@
не подготовил материал
Несмотря на это, Sony платили режиссеру и актеру ощутимые деньги за это. Когда Крэйг отказался пользоваться Sony Z4, считая аппарат плохим и недостойным Бонда, ему и режиссеру предложили 14млн за это. О том какая кому сумма оллжна была достаться не упоминается, однако, они все равно отказались. Из-за этого, Sony появляется только в маленьком эпизоде погони, и не Z4…
А если бы снимала другая студия, то телефоны от Сони в фильмах вообще никогда не появились.
Пожалуй, самый откровенный product placement из недавнего был в сериале Sherlock — там iphone во всех ракурсах и почти на первых ролях. :o)
+ А начинался с ежевички.
Фигня! Вот «Ночной дозор» — полная реклама Nokia. Ну ещё чуть-чуть Nescafe и другой хрени.
Надо было Воронов в Игре Престолов забрендировать ошейниками с логотипам iPhone
А на цепях мейстеров нанести логотип Pandora 🙂
В криминальном чтиве у винсента был емнимс стартак, а в убить билла у отрицательной героини — CDMA-версия v60 с выдвижной антенной.
В сериалах Марвел от нетфликс у героев в первых сезонах в основном всякие модные гэлэкси, в последних сезонах яблоки. Так же радует, что там бдеть реальный софт или похожий на реальных, без всяких шпионских примочек как в титанах от dc.
У меня это на профессиональном уровне (15 лет занимаюсь ремонтом) — автоматически, на подсознании, обращаю внимание на трубку в руках персонажа.
З.Ы. во всяком случае так было раньше — пока телефоны не превратились в однотипные кирпичики
а чего последний не смотрел? Я вообще на фильм смотрю а не на тел, не помню даже какойто там был
Программы и щас есть чтобы быть шпионом. Сети вайфай я уже пару лет назад мог мониторить. Всего одна прога и вот ты уже перехватываешь пароли
Да что-то не возникло стойкого желания посмотреть. Он на торрентах появился уже?)
Давно уже. Рекомендую искать через hd videoBox
Фильм — говно. Не расстраивай себя лишний раз.
Навязчиво показывают только Самсунг. С Яблоком итак все там ходят, тч как реклама скорее всего не работает(все их телефоны на одно лицо).
Ну нет же. Все показывают навязчиво. И яблоко (30-рок), и майкрософт (скорпион) и сониэрик с нокией раньше.
А «Железный человек» Тони Старк как лошара с лыжей ходит)
https://uploads.disquscdn.com/images/1b39e3fec2b9457ee59981ad7352212a5753f191b5d1731080c0af1f3dae4d01.jpg
Сергей, почитал материал (неделю читал), и теперь мне кажется что прототип Тони Старка — это Константин Циолковский. Что мы знаем о Тони? Он любил технологии, и помимо острого ума обладал еще и предпринимательской жилкой. Так вот Костя этими качествами обладал, просто не повезло со временем рождения. Где там Старк?! — вскричали советские ученые (наследники идей) — давайте мы его лазерными скальпелями на лабораторном столе порежем! И ведь нечего им возразить! 😀
Так бонда же выпускает коламбия (дочка Sony pictures), а Сони хлебом не корми, дай попиарить свое мертвое сони мобайл где только можно. Может и не во всех киношках, но реально часто замечал.
Но даже это не спасло их в последней части, где телефон Сони появляется буквально в одном эпизоде.
Увы, Сони мобайл давно дно:)
Макс, добрый день. Прошу прощения, что оффтоп — мне очень рекомендовали отдать в ремонт мой ноутбук именно вам. Но контакты не сказали — резко беседа прервалась. Подскажите, как вас найти?
Добрый день.
К сожалению, я не в Москве. А так, напишите на адрес [email protected]
Ох, жаль. Что не в Москве. Тогда вопрос снимается, как политически незрелый)))
Когда работал в Связном году в 06-м постоянно палил, у кого какой телефон))) В метро поднимаешься и смотришь, кто с чем спускается: «ага, Самсунг Е530, а у этого Нокия 6230и, о, а у этого КуТек С200», на улице то же самое))
Никогда не обращаю внимание на гаджеты киногероев, я из обзоров и комментариев узнал что в Матрице пользуются Нокией. ps. В статье очень много грамматических ошибок
Продакт-плейс, конечно, присутствует в современном иностранном и массовом кино, но он не так навязчив как в российских фильмах
Не совсем так. Я думал на эту тему. Просто дело в том, что большую часть рекламы в их фильмах не видим, так как просто не знаем многих их внутренних брендов и продуктов, которые активно рекламируют в их фильмах, поэтому взгляд не цепляется — нет базиса под это. А вот свои, близкие каждому бренды привычный взгляд выхватывает очень легко. Вопрос восприятия.
Более того, пересматривая иногда старые сериалы, которые раньше смотрел не задумываясь, понимаешь, что там тоже продакт плейсмент, актуальный для той эпохи.
Согласен, если только речь не о фильмах Бекмамбетова )
После того, как лично для меня выяснилось (это был еще сименс), что в
кино и сериалах случайных гаджетов не бывает (сюрприз, кэп), перестал
обращать на них внимание в кино и на тв.
Лет десять назад смотрел какой-то индийский боевик, так там на каждом телевизоре попавшем в кадр стояли красные баннеры размером в треть экрана телевизора с надписью белыми буквами «LG». Телевизоры попадали в кадр ну очень часто…
Интересная статья, спасибо.
Тоже всегда обращаю внимание не технику киногероев.
Например, в сериале «Зеленая стрела» по комиксам герои использую Samsung Galaxy. Но по какой-то причине название производителя над экраном аляповато замазано черным маркером.
Интересен и сериал «Шерлок» с Камбербетчем. Его герой последнюю модель айфона, актуальную на момент съемок.
Еще интересны всякие фантастические сериалы. Там современную технику облачают в хитрые чехольчики для придания футуристического вида. Так, в сериале «Сотня» какой-то планшет (может даже и Айпад, уже не помню) был обернут стильным стимпанк-корпусом.
Кстати, обратил внимание.
В современных американских фильмах, если герой в кадре звонит или пользуется компьютером, это могут быть самые разные аппараты.
В современных европейских (я преимущественно французские смотрю), это, как правило, обязательно айфон и мак бук
В миссии последней Итан Хант с Huawei P10 гоняет. Такие дела…
всё это фигня, меня бомбит, когда разговаривают по смартфону, а у него экран НЕ ГАСНЕТ!!!!!!!
Я и в реальной жизни часто замечаю что у айфонов во время разговора горит экран.
А вот в фильмах попадались даже такие сцены, что герой приложил трубку к уху, разговаривает по телефону, а там видно экран на котором горит какая-то картинка, совсем не похожая на то, что должно отображаться. И потом, в ходе разговора, экран гаснет, когда срабатывает блокировка экрана.
Сначала пролистал все комменты, чтобы не повторить,но больше всего запомнился явный Windows Phone на телефоне мистера Филипса!
В силу специфики работы, все предметы в кадре не относящиеся к сюжету сразу становятся явными. То есть вижу кадр ради предмета — явная реклама. Или есть специально добавленные сцены для определенных продуктов. Так что это даже не интересно вычленять. А вот с фильмами у нас другое развлечение — мы ищем толерастных героев. То есть ,что бы не обвинили в ущемление прав меньшинств, америкосы стараются показать все типажи: инвалид, гомосексуалист, цветной в хорошей роли и прочее. Мы выискиваем таких персонажей. Очень занятно, но находятся в каждом фильме. Иногда это разные люди, иногда совмещают в одном человеке. Попробуйте на досуге при просмотре оценить с такой точки зрения.
Телефонов не примечал а вот ноутбуки в западных сериалах и фильмах в основном эппл иногда еще в домах или офисах аймаки показывают. Самое забавное что и в аниме периодически попадаются отсылки на эппл с ананасом вместо яблока. Из самого забавного что бросилось в глаза толи в фильме Земля будущего толи Космос между нами космонавты или люди в костюме химзащиты не помню носили на голове маски для плавания easy breath из декатлона без трубок.
Все знают, что фильмы о Джеймсе Бонде основаны на реальных событиях, а значит и телефоны Sony Ericsson это именно та классная вещь которая и была нужна главному герою.
Золотые слова!)))
Если фильм про современность и его снимает Сони Пикчерс, то там всегда смартфоны Сони, я уже давно на это обратил внимание. Из последних фильмов что я видел — Суперфлай и Каматозники, почти у всех смартфоны Сони.
«Каматозники» — это потому, что в Камазы впадают?)
Без обид, но автору данной заметки видимо было лень посмотреть, что фильмы о Бонде снимает Columbia Pictures, которая в свою очередь принадлежит Sony. После этого половину статьи можно было не писать.
Надо было. Соня Соней, но свои фототехнологии они на корню продали Самсунгу и теперь сосут конфетку. Это обычное дело, видимо, в сфере по-настоящему больших компаний.
Не понял что именно сони продала Самсунгу
Драйверы, как программные так и физические. Если будут вопросы спросите еще раз.
Расскажите мне про самсунговские драйвера в фотоаппаратах Сони 🙂
youtu(.)be/gciL0Dm4p-4
Как там эта штука называлась? Предлагаю просто послушать)
Да подождите вы. Помните когда фильм появился «Не грозите южному централу» — нашел я его! Спустя 20 лет))) Предлагаю к просмотру youtu(.)be/gciL0Dm4p-4. Мы тогда все зубы сломали об алгоритм сервера тогда еще молодого Гугла! С Новым годом бро!
Да плевать, вы посмотрите что нашел — https://youtu.be/gciL0Dm4p-4
Эксклюзив какой нибудь или то что сами пользовались 100500лет?
Как владелец Sony Z5, не могу не отметить такой забавный факт, что в последнем фильме «007: Spectre» сам Бонд НЕ использует Sony Z5, который рекламировался как телефон Джейса Бонда (Довольно сложно понять какой именно телефон используется в фильме, но, судя по всему, это Sony Z3). Полагаю, что это какой-то новый вид маркетинга от Сони. Постмаркетинг, я бы сказал.