16 марта 2019
Искусственный интеллект в творчестве: помощник или конкурент
Константин Иванов
По материалам theverge.com
Современным художникам, по идее, стоило бы начать беспокоиться, а не лишатся ли они своей работы вследствие неумолимой автоматизации – в том числе и творческих процессов. Однако что если взглянуть на ситуацию под другим углом? Что если искусственный интеллект начнет рисовать, редактировать и делать другие виды работы за художника? Инструменты на основе ИИ уже используются, чтобы автоматизировать затратные по времени процессы, которые ранее требовалось выполнять вручную. И результаты свидетельствуют не о потенциальном посягательстве ИИ на работу художника-человека, а, напротив, о пользе для творческой активности.
Компании, создающие инструменты для творчества, которые стали стандартом в индустрии, такие как Adobe и Celsys, в последние годы добавляют в свои программы для цифрового творчества функции ИИ. Они надеются, что это ускорит рабочий процесс благодаря автоматизации его рутинной составляющей, что даст художникам больше времени для самовыражения и экспериментирования. ИИ интегрируется в ПО ненавязчиво, но оказывает на удивление большое влияние: от инструментов машинного обучения, которые позволяют быстрее найти конкретные видеокадры, до функций, позволяющих нажатием кнопки раскрашивать контурные рисунки.
«Лучшие функции ИИ могут помогать художникам, освобождая их от повторяющихся рутинных действий», — говорит Татьяна Меджия, которая управляет Sensei, платформой ИИ в Adobe. Ее суждение основано на исследовании Pfeiffer Consulting, заказанном Adobe, в котором большая часть представителей творческих профессий высказались, что они не боятся быть замененными ИИ и что основной потенциал ИИ и машинного обучения они видят в применении к нудным, нетворческим задачам. Например, это может означать функцию умной обрезки фото, которая автоматически распознает сюжет в кадре, или автоматическое проставление тегов, которое поможет людям быстрее находить стоковые фотографии. «Контроль художника по-прежнему необходим. Творчество в основе своей глубоко человечно, — говорит Меджия. – ИИ не может заменить творческую искру».
Каждый раз, как Adobe показывает концепцию инструмента на основе ИИ, это производит широкий резонанс, как, например, функция заливки с учетом содержимого для видео (Content-Aware Fill). Но обычно это более тонкий вариант применения ИИ. Последние добавления включают в себя функцию автоматического микширования звука в Premiere и возможность создавать индексируемые поиском PDF-изображения за счет оптического распознавания символов в Adobe Scan. Да, это не так эффектно, как искусственный интеллект, автоматически убирающий из видео нежелательные элементы, однако это достаточно важно, поскольку освобождает творческий процесс от части рутинных действий.
Есть и другие функции, основанные на ИИ, в программах от Adobe, которые могут оказывать значительное влияние на производительность в творческом процессе. Одна из функций, к примеру, берет видео с собакой, прыгающей в бассейн, и генерирует теги для его описания. Другая может взять набросок, изображающий гриб, и подтянуть из сети фотографии, которые выглядят так же – похоже на экспериментальные для Google инструменты Quick Draw и AutoDraw, которые используют нейронные сети для распознавания набросков.
Другие инструменты ИИ могут находить более серьезное применение в работе художника, как, например, инструмент для автоматического окрашивания, созданный для комиксов и анимации. Бета-версия программы от Celsy для манги и иллюстрации Clip Studio теперь получила функцию на основе ИИ, которая лишь при небольшом участии художника способна автоматически раскрашивать черно-белое контурное изображение. Результаты могут быть непредсказуемы, и их может потребоваться немного почистить, но в том, как технологию могут использовать художники и целые студии, кроется большой потенциал.
«Инструменты для раскрашивания на основе ИИ могут сыграть большую роль в будущем двухмерной анимации», — говорит аниматор Жоао До Лаго, который работал над несколькими аниме, включая «Кастлванию» от Netflix. До Лаго уверен, что они могут дать художнику свободу эксперимента за счет того, что ему не придется тратить время на раскрашивание каждого кадра.
«Одна из вещей, которые делают анимацию действительно сложной в производстве, это количество затраченного на творчество времени, что заставляет большинство студий придерживаться стиля и формулы, которые уже были опробованы в предшествующих работах, — говорит До Лаго. – Но когда вы можете автоматизировать большую часть процесса, у вас остается больше времени на различные идеи, изучение разных вариантов визуального языка, поскольку вы можете реализовать их намного быстрее».
Ряд студий уже начали инвестировать в изучение автоматического раскрашивания, к ним относится и OLM, студия-создатель аниме «Покемон». Уже несколько лет используются такие инструменты раскрашивания на основе ИИ, как PaintsChainer, браузерный инструмент от японского стартапа Preferred Networks, который уже применил ряд издателей манги, и Style2Paints, сетевой бот, созданный группой студентов Китайского университета Гонконга и университета Сучжоу.
Another test using the Colorize tech on one of my animations. This time with some manual tweeking to try to achieve more controled results. It's very limited tech, but the results are still impressive. No doubt A.I's will play a huge role on the future look of 2d animation. pic.twitter.com/e8mEdlI0Wg
— Joao ? (@JonnyDoLake) 18 декабря 2018 г.
В Celsys говорят, что их ИИ обучается посредством наборов контурных рисунков, сделанных из цветных иллюстраций. Технология основана на методе глубокого обучения, сочетающего инструменты компьютерного зрения, такие, как используются в беспилотных автомобилях, с системами создания визуального контента, такими как та, что использовали в Nvidia для создания крайне реалистичных лиц, сгенерированных ИИ. Важно заметить, что компания также использует данные, загруженные художниками, чтобы усовершенствовать технологию, впрочем, в Celsys говорят, что художники сохранят авторские права на загруженные и сгенерированные изображения, и данные никогда не будут опубликованы.
В Celsys оптимистично оценивают то, как инструменты, которые они создают, будут служить в интересах художников, а не пытаться их заменить. «Мы думаем, что функции на основе ИИ – это просто тип инструмента в рамках возможностей цифрового искусства, — говорит представитель Clip Studio. – Мы надеемся, что творческие люди будут использовать эти инструменты наилучшим для себя образом».
А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели? Можете ли вы считать настоящим произведением искусства то, при создании которого искусственный интеллект помогал художнику? Где для вас пролегает граница между искусством и бездушной штамповкой?
Представляю в 1910 году обсуждение, вытеснят ли машины извозчиков. Зная ситуацию с машинным обучением 2-3 года назад, даже предположить не возьмусь, что будет через 10. Знаю точно, будет не так, как описывают такие статьи.
Я бы добавил в поисковую систему функцию ии, чтобы она сама читала эмоции с фотографии. Допустим говоришь гуглю — «Найди мне депрессивного кота» и вуаля, даже если фото не подписано: https://uploads.disquscdn.com/images/05e10f3d0e626aee343c0a4738ed1f731ca1e39dc1d0d4f28b4c4dba3ea2c97d.jpg
а вот и с Лепры контент подтянулся
мне кажется что эмоции уже давно ищутся, во всяком случае сверточную НС научить распознавать эмоции, думаю, проще простого
Нам чтобы провести экспертизу необходимо несколько терминалов для одной сети. А так как это невозможно занедорого, вот и мучаемся догадками. Хотя, мне кажется, мы преувеличиваем возможности ии. Вспомните хотя бы недавний скандал с рецептом голубцов на фейсбуке. Они, вишь ли, оскорбляют меньшинства. Беспокоит неточность.
ПС Извините за помарки, видимо процесс привыкания к мембранной клавитаруе занимает время.
а зачем несколько терминалов? что за терминалы и экспертиза?
Чтобы сравнить результаты работы ИИ (нейросети) на нескольких устройтсвах. Если совпадет — то работает, если не совпадет, то не работает.
А разве машинное обучение это не недетерминированный алгоритм? Разговор может идти только о точности предсказаний. Процентах после слов dog, water, pool, на скриншоте.