13 апреля 2019

«Я тебя породил…», или как сделать настоящим цифровое искусство

По материалам The Verge

Искусство, задействующее искусственный интеллект, находится на пике популярности. Оно бьет рекорды на аукционах и вызывает ожесточенные споры в художественной среде о природе творческого начала. Но рано думать о том, что нас уже нечем удивить. Взгляните хотя бы вот на этот артефакт: созданная искусственным интеллектом скульптура, материалом для которой послужили остатки компьютера, на котором она разрабатывалась.

Автор работы – нью-йоркский художник Бен Снелл (Ben Snell), в настоящее время скульптура выставлена на продажу лондонским аукционным домом «Филлипс». Это, кажется, третий лот за последние месяцы, представляющий собой произведение искусства, автор которого – искусственный интеллект, в то же время, впервые с молотка уйдет именно скульптура. В октябре прошлого года на аукционе «Кристис» продали напечатанный портрет за авторством ИИ, а в этом марте в «Сотбис» ответили появлением среди лотов созданной ИИ видеоинсталляции.

Но вернемся к скульптуре Снелла. Она носит название «Дио» (Dio), и в основе ее создания – та же методология, что применялась в вышеупомянутых работах. Алгоритмы машинного обучения использовались для того, чтобы просканировать и обработать базу данных произведений мирового искусства, а затем попытаться воспроизвести полученные данные под руководством художника.

В случае с «Дио» использованные для обучения данные представляли собой архив, включающий свыше тысячи произведений классической скульптуры (таких, как знаменитые «Дискобол» и «Давид» Микеланджело), а вот о собственном вкладе в формирование алгоритма создания скульптуры Снелл умалчивает.

«Я предпочитаю не описывать особенности технического решения и его применения в подробностях, поскольку такие вещи сами по себе ведут к отчуждению, – отвечает Снелл на вопрос Verge. – Моя роль заключается в коммуникации и формировании привычного контекста вокруг действий Дио. Я уверен, что это процессы, очень близкие к тем, что происходят с нами: фундаментально отличные, но потрясающе похожие. Я ставлю своей целью не сделать Дио более человечным, а помочь нам осознать себя цифровыми».

Поскольку люди и машины наделены определенными общими чертами (почему бы этому и не быть, коль скоро машины создаются людьми?), существует возможность предоставить ИИ слишком много полномочий. Некоторые художники так и делают, утверждая, что лишь направляют творческую активность компьютеров и алгоритмов. Но другие против этого подхода и заявляют, что такие системы – всего лишь инструмент в руках художника, как и все остальные, созданные и используемые людьми.

Снелл склоняется ко второй позиции. «Я считаю художником в большей степени себя, не компьютер», — говорит он. Но также он с энтузиазмом оценивает работу созданных им алгоритмов. Дио начал с попыток воспроизведения из памяти каждой увиденной им скульптуры. Но затем, как говорит художник, он попросил компьютер «закрыть глаза и подумать о новой форме» – так выразиться, по его словам, он предпочел, чтобы облечь цифровые процессы в более понятную человеку форму.

Но каким бы ни было взаимодействие между Снеллом и созданными им системами машинного обучения, он заявил, что Дио останется «первым и последним» результатом их работы.

После того, как художник закончил создание 3D-модели, он разобрал компьютер, на котором работал, и измельчил его в пыль в специально разработанной запечатанной коробке – корпус, жесткий диск, оперативную память и графику. Затем он напечатал на 3D-принтере форму для отливки «Дио» и залил в нее смолу, смешанную с остатками компьютера.

Снелл говорит, что поступил так, чтобы ограничить свой контроль над алгоритмами. Теперь, когда данные и алгоритмы обучения, которые использовались для создания Дио, буквально превратились в пыль, скульптура получила жизнь в качестве уникального и неповторимого артефакта.

Можете представить себя в роли покупателя такого арт-объекта, уважаемые читатели? Достаточно ли для вас условия «единственности и неповторимости», чтобы считать его произведением искусства? Можно подумать и о том, какой бы вы накупили техники на пять тысяч долларов, чтобы пользоваться, любить и ни в коем случае не измельчать, – никто вас не осудит.

Читайте также

15 комментариев на «“«Я тебя породил…», или как сделать настоящим цифровое искусство”»

  1. Alexandr.Noskov:

    «Можете представить себя в роли покупателя такого арт-объекта, уважаемые читатели?» — абсолютно нет. Художник поторопился со своим подходом к искусству, того, что могло бы визулизировать (или характеризовать другим способом) его работа, еще нет. И не факт что появится.
    Нам эту скульптуру показывать — это как Мону Лизу показывать неандертальцам — не оценим, не поймем.

    • Lecron:

      Искусство вообще штука иррациональная. Поэтому… да ну его нафиг.

  2. BanyGirlNebritus:

    мог бы

  3. Ушелец:

    Нет, я не считаю это искусством.

    • Lecron:

      Просто у нас тараканы не той системы и строем ходят. У других, и не в такие дебри заведут. По сравнению с кубизмом, геометрическим абстракицонизмом, дивионизмом, неопластицизмом и прочими страшными словами, это еще цветочки. И даже приятны глазу.

  4. Donkey IAIAIA:

    У меня прям теплые чувства к этой культяпке. И даже ощущение дежавю. Дело в том, что один из моих дедов жил возле моря, и любил собирать выброшенные после шторма антропоморфные коряги. А затем сапожным ножом придавал им законченный вид. Одна из его совместных с морем поделок подозрительно напоминает данное произведение ИИ.

  5. Dmitry R:

    Где-то я уже это видел.

    «Сжегши мертвеца, получаем 1 г. порошку, следовательно, на одной аптечной полке может поместиться тысячи кладбищ.

    Мы можем сделать уступку консерваторам, предоставить сжечь все эпохи как мертвое и устроить одну аптеку.

    Цель будет одна, даже если будут рассматривать порошок Рубенса, всего его искусства — в человеке возникнет масса представлений, может быть, живейших, нежели действительное изображение (а места понадобиться меньше).» (Малевич, «О музее»)

  6. Dima Sv:

    Прям весеннее обострение какое-то. Все про искусство заговорили. Видимо полтора ляма $ за человечка с писькой художника Жана Баскии всем покоя не дают ?

  7. megamih:

    Такой себе герой этот Бен Снелл. Поэксплуатировал железку — и в ящик. Чтоб гонораром не делиться, наверное. А если бы наоборот? Вот взял бы его ИИ, перемолол в труху — и в смолу на заливку.

  8. Dart P!wned III:

    Да в том компьютере, который они перемололи в труху, искусства было больше, чем в получившейся поделке.

  9. Орфография Подлости:

    >По материалам The Verge
    дальше можно не читать.

    погуглите лучше что нибудь из Пелевина, про культурные коды