22 декабря 2019
Как Tesla доказала хейтерам, что они ошибались
Владимир Нимин
Оригинал: How Tesla proved the haters wrong
В прошлый четверг акции Tesla впервые в истории перевалили за отметку в 400 долларов. Рекордная отметка, рекордная капитализация. Спустя декаду можно говорить, что хейтеры Tesla ошибались.
В начале 2010 года Tesla произвела чуть менее 1000 своих дорогущих Tesla Roadster. До выпуска Model S были ещё годы. В то время финансовое положение Tesla оставалось по-прежнему шатким, компания переживала проблемы, которые в 2008 году чуть было не привели к банкротству. В тот момент вряд ли кто думал, что Tesla сможет стать одним из ведущих автопроизводителей в мире.
В самом деле, ведь все последние 10 лет люди постоянно предсказывают, что у компании вот-вот закончатся деньги и она не сможет расти. Люди говорят, что проблемы с качеством и многочисленные срывы сроков приведут к тому, что покупатели отвернутся.
Но Tesla доказала, что критики ошибаются. Это правда, что компания постоянно пропускает дедлайны, да и проблемы с качеством – это не выдумка. Но эти неудачи практически не влияют на энтузиазм покупателей. Такие фишки, как мгновенное ускорение, обновление прошивки по воздуху, широкая сеть зарядок, являются убедительными для большинства состоятельных фанатов, чтобы раскошелиться.
Время идет, и с каждым годом Tesla оказывается в более сильном положении. Компания недавно начала производство на своем втором заводе в Шанхае, а также работы на своей третьей фабрике в Берлине. А в последние кварталы Tesla смогла даже показать небольшую прибыль, и это с учетом того, что государство (США) урезало субсидии на электрокары.
Производство автомобилей – чрезвычайно капиталоемкий бизнес. Tesla пришлось привлекать миллиарды долларов, поскольку компания перешла от продажи нишевого спортивного автомобиля к работе на массовом рынке благодаря выпуску Model 3. Между тем, акции компании взлетели. С момента IPO до 2010 года выросли до 17 долларов, потом стали стоить более 100 долларов в конце 2013 года, а в 2019 году их цена превысила 400 долларов.
Такой рост акций сделал Tesla любимой целью играющих на понижение. Инвестор Джим Чанос, сделавший имя на предсказании падения Enron, ещё в 2015 году в одном из интервью говорил, что компания переоценена. На тот момент цена акций составляла 220 долларов. Tesla продолжала активно занимать деньги на создание Model X и Model 3, денежный поток ушел в минус, но цена акций всё равно росла.
Пессимизм по отношению к финансовой жизнеспособности компании достиг пика в апреле 2018 года, когда Bloomberg опубликовал материал под заголовком «Tesla сжигает не топливо, а деньги инвесторов». В статье была грубая карикатура, на которой Илон Маск жжёт деньги огнеметами. В этот момент Tesla сжигала более миллиарда долларов каждый квартал, так как наращивала производство Model 3. Большинство задумалось о том, что, скорее всего, компания на грани банкротства.
В это же время Илон Маск опубликовал свой печально известный твит о том, что хочет выкупить акции по 420 долларов за штуку и сделать компанию снова частной. Попутно народ обсуждал внушительный список топ-менеджеров, покинувших компанию за последние месяцы. В сентябре 2018 CNBC подсчитали, что с начала года ушел 41 топ-менеджер.
Однако Tesla смогла успокоить инвесторов прибыльными третьим и четвертым кварталами 2018 года.
Большинство критиков фокусировались на отрицательном денежном потоке компании, но упустили из вида главную деталь. Автопроизводители вынуждены потратить миллиарды долларов на дизайн и создание производств прежде, чем первая машина выкатится с конвейера. И это как раз то, что мы видели перед запусками каждой из трех представленных моделей (см. график ниже).
Скептиков, конечно, данное объяснение не устраивало, и они не уставали повторять, что Tesla получает мизерную прибыль, продавая свои квоты на вредные выбросы другим автопроизводителям. А это не тот источник прибыли, на который можно положиться в будущем.
Тем не менее, потери Tesla в значительной степени отражают быстрый рост компании. Если бы она решила почивать на лаврах после запуска Model S, то, вероятно, могла бы получить небольшой, но стабильный поток прибыли от продаж. Точно так же, если бы Tesla не запустила модель 3, модели S и X получили бы значительную прибыль за последние пять лет.
Решение Tesla начать производство нового автомобиля, как только старый начнет приносить прибыль, привело к десятилетию непрерывных потерь. При этом компания перешла от производства дорогих авто к массовому рынку. А машины для массового рынка имеют гораздо большие первоначальные производственные затраты. Так что неудивительно, что вся прибыль испарилась в результате роста производства Model 3.
Однако следует помнить, что хоть Model 3 на первом этапе и имеет более высокие затраты, а так как автомобиль массовый, то и прибыль с него меньше, но впоследствии Tesla может получать большую прибыль за счет масштабов продаж. Model 3 достаточно дешевая, чтобы её смогли себе позволить миллионы людей. А электромобили набирают популярность. Например, в 2018 году было продано почти 400 тысяч различных электрокаров.
Первые автомобили Tesla были дорогими, так как компания хотела предложить запас хода, сравнимый с традиционными авто на ДВС. А это требовало большого количества батарей, стоивших дорого.
Но со временем цена на батареи упала. BloombergNEF опубликовала ежегодный отчет по ценам на батареи. В 2010 году 1 киловатт стоил более 1 100 долларов. В 2015 году цена упала до 373 долларов, в 2019 – уже 156 долларов за 1 киловатт. Вот и смотрите сами. Например, у Model 3 батареи размером от 54 до 75 киловатт, таким образом получается, что Tesla тратит 8-10 тысяч долларов при производстве только на аккумуляторы. Можете посчитать, сколько бы стоила такая батарея в 2010 году.
BloombergNEF посчитали, что в 2023 году стоимость 1 киловатта упадет ниже отметки в 100 долларов. Если это случится, то сразу автоматом срежет значительную долю расходов на производство. А это, в свою очередь, приведет к тому, что компания начнет получать больше прибыли.
В теории у Tesla есть преимущество перед другими автопроизводителями. Те только постигают основы электрокаров, а у Tesla за плечами колоссальный опыт. Также ни одна другая компания не имеет такой широкой сети для зарядок. А ещё Tesla регулярно выпускает обновления, которые позволяют выжать большую производительность, а также приносят разнообразные новые функции (не всегда полезные, но веселые). Ни одна другая компания пока что не освоила подобную технику.
И еще есть фактор лояльности клиентов. Владение Tesla имеет особый характер, с которым не может сравниться ни одна другая автомобильная компания. Даже если другие производители автомобилей могут дублировать большинство технических характеристик автомобилей Tesla, изрядное количество людей по-прежнему будут хотеть заплатить больше, чтобы можно было сказать, что они владеют Tesla.
Заключение
Во всём согласен с автором статьи. Момент про прибыль из-за снижения стоимости батарей довольно тонкий. Во-первых, другие крупные автопроизводители обладают гораздо большим запасом прочности, и они могут начать снижать цены. Во-вторых, несмотря на то, что машины Tesla уже доступны многим, это по-прежнему представители среднего класса. А учитывая законодательство о запрете авто с ДВС к 2030 году в разных странах, миру скоро понадобится много Kia Rio на электротяге.
Однако есть и положительный момент, так как Илон Маск активно занимается созданием собственных заводов по производству батарей. Соответственно, нельзя исключать, что в будущем другие автопроизводители будут закупать у Tesla батарейки. Компания пойдет по пути Samsung, которая, например, продаёт экраны. Самые хорошие Samsung оставляет себе, а предыдущие поколения отправляет на рынок. А также может делать экраны на заказ для Apple. Tesla может поступить так же. Принимая во внимание факт, что рынок электромобилей уже не выдумка, а реальность, к которой идет мир, гигафабрики по производству аккумуляторов в будущем обеспечат Маску стабильный доход.
В киловаттах измеряется мощность, а не ёмкость батареи.
Да какая-то напасть, то в мА*ч емкость измеряли, то в кВт…
И еще забавно, как пересечение границы в 100 долларов за 1 кВт*ч вдруг разом срежет значительную долю расходов 🙂
Это все, что нужно знать о «качестве» статьи. Я уже на этом моменте перестал читать. Если автор не разбирается в таких простых вещах, о чем вообще можно говорить?
Главному мобильному аналитику — уже показывали?
Такая статья на этом ресурсе — это полное неуважение к главному аналитику России и СНГ.
Можно послать телеграмму в редакцию: не обиж. г. анал. РФ и СНГ
Сколько раз Эльдар хоронил Tesla… А тут такое) Неожиданно.
Я бы обиделся, если бы меня назвали хейтером (пусть и косвенно) на собственном ресурсе.
Сначала статья Эльдара про Apple, теперь не от Эльдара, но на его ресурсе про Маска. Вы что, 31 декабря с 1 апреля перепутали?
Вспоминается фильм про последний экономический кризис(название не помню, с Кристианом Бэйлом вроде), где аналитики очень долго не могли доказать что рынок искусственно раздут. Такая же история и с Тесла, инвесторы будут защищать ее до конца, может и успеют перебороть ситуацию, если успеют.
The Big Short
только фильм скучный
Тесла — одна из немногих компаний, которую стоит защищать. Её существование гарантирует, что наши внуки не будут дышать выхлопной дрянью «чистых» немецких дизелей. Только перебарывать уже нечего. Компания преодолела основные трудности роста и перешла к полноценному масштабированию. Остаётся наращивать поставки, чем они и занимаются. Не удивлюсь, если в следующем году они поставят 600 тыс. авто, а ещё через год миллион.
т.е. 41 топ-менеджер ошиблись?
Опять же, может их уволили за неэффективное руководство, просто не стали это афишировать, это бы ударило по репутации. А так добровольно расстались. Все может быть.
ну возможно.. но компания которая насколько неэффективно нанимает топов, а потом еще они неэффективно работают некоторое время — прям удивительно, что достигает успеха
Хуже когда компания закрывает глаза на неэффективных управляющих, или ещё хуже, переводит их на другое направление, с повышением.
Вы видно долго читали негативную прессу. Нужно понимать, что довольно много крупных изданий входят в медиа-холдинги, которыми владеют люди, играющие на бирже против Теслы. Сейчас они меняют стратегию, меняется и тон в СМИ. Мы же понимаем, что одно и то же событие можно описать так:
«Исход топ-менеджмента Теслы: крысы бегут с тонущего корабля».
«После обновления руководящего состава Тесла получила лучшую команду управленцев в индустрии».
Не знаю, что конкретно там происходило, но мы видим, что компания бурно развивается и привлекает лучшие кадры (это самый желанный работодатель сегодня).
«лучшая команда» как оценивается? по результатам? их кроме роста акций пока нет, компания убыточна в 2019 по PL и по CF
То есть запуск третьей фабрики (под Шанхаем), начало строительства 4-й фабрики (под Берлином) и ~360 тыс. электромобилей в 2019 году — это не результат? ))
И не надо перед нами аббревиатурами бравировать )) Отчётность Теслы прекрасно укладывается в парадигму быстрорастущей компании («если у вас есть прибыль, значит вы растёте недостаточно быстро»). Впрочем, в Q3 прибыль была, и можно предположить, что будет и дальше — если компания того пожелает.
если каждая из этих 360 тыс машин принесла убыток фирме, то это результат хороший или как? собственно отчетность 3 кварталов 2019 показывает что компания несет убытки от текущих (старых) бизнесов…
Каждая из этих машин принесла 20%+ прибыли. Не надо мне очки втирать, ок?
отчетность tesla, ссылка выше. убытки
Спасибо, я читаю отчётность сразу после публикации ))
22.8% GAAP Automotive Gross Margin опровергает, что «каждая из этих 360 тыс машин принесла убыток фирме». Валовая прибыль по ним составляет почти $3 млрд. за 3 квартала. Небольшое уточнение: я писал про 360 тыс. машин в 2019 — это ожидаемые поставки по итогам 4-х кварталов.
В общем и целом понятно, что Вы акцентируете внимание на строке Net income (loss), причём конкретно за 9 месяцев. Я же считаю, что это простой, но очень ограниченный подход. Деятельность компании в данном случае надо анализировать а) комплексно б) в динамике. Разумеется, это зависит от целей: я делаю это как инвестор, а Вы, кажется, отстаиваете свою точку зрения (хотя возможно шортите TSLA — в таком случае примите соболезнования).
Удивительно увидеть статью (пусть и переводную), которая крушит мнение главного редактора! 🙂
На самом деле это хороший показатель: по крайней мере позволяется иметь другое мнение среди штатных сотрудников редакции.
нет мнения главного редактора и какого другого мнения. Есть истина и мягко говоря не истина.
Эта статья — она мягко говоря о разных поводах считать вымысел истиной.
Сам стиль этой статьи — агитка основанная на затянувшемся уже очень надолго ожидании чуда. Которого не может быть. О чем неоднократно уже и говорил тов. ЭМ.
Не бывать массовому электромобилю на литий-ионной электротяге. Статья — высер очередного креакла с натягиванием совы на глобус.
Все течет, все развивается. Про многое были такие высказывания, но с удешевлением и развитием, как-то незаметно оно становилось обыденностью.
И если про полное вытеснение ДВС говорить действительно рано, то массовость, 20% рынка, вполне реальны. Вы же не станете отрицать, что яФон, при тех же 20% рынка, вполне массовое явление?))
Електромобиль, отличный городской транспорт. Только нужна инфраструктура. И конечно не делать копию классической тачанки — большой, быстрой, вместительной и в целом универсальной. Недорогая малолитражка на 2 человека с автономностью 100 км и без заоблачных ТТХ почти спорткара.
Забавно когда комментарий отвечает/опровергает не на поставленный вопрос/утверждение.
??? Вполне опровергаю невозможность массового лионного е-мобиля.
Если сравнивать со смартфонным рынком, мы сейчас находимся задолго до появления первых Яфонов и SGS. Только-только начали выходить вторые поколения коммуникаторов. Которым тоже предрекали очень узкую нишу. Мол беспроводная связь дорога, операторский интернет медлененн, все это нинужно,
ДВСкнопка рулит.«Вы же не станете отрицать, что яФон, при тех же 20% рынка, вполне массовое явление?))»
Откуда вы такие цифры берёте? У iPhone давно уже нет никаких 20% рынка: https://uploads.disquscdn.com/images/45681f74c16de28edd5debb2658b3387a0ab45e5a3b421d20b09b144c1f304a6.jpg
Давайте не путать долю рынка продаж и долю рынка устройств. Айфоны продают реже, но жизненный цикл у них дольше. По разным статьями доля iOS от 28 до 43% мобильных устройств, то есть грубо говоря каждый третий телефон на руках населения это айфон.
По личным наблюдениям — похоже на правду, особенно в странах первого мира.
«Давайте не путать долю рынка продаж и долю рынка устройств.»
Давайте, я не против. Во-первых, Lecorn имел в виду именно долю рынка iPhone, а не долю iOS, а во-вторых, вы приводите устаревшие данные насчёт доли iOS. На данный момент доля iOS на рынке мобильных устройств выглядит так: https://uploads.disquscdn.com/images/7d0c54bfe9eea585e0a6661e7434159a7f471ec09e7dbdfa216b3d8477532cc0.png https://uploads.disquscdn.com/images/5509c04272b8fef1a6030f074acd558d54b173c054746ce8bcc13bcf2c301a1a.png
Это про «…была когда-то бабка девкой…» ?
«…грубо говоря каждый третий телефон на руках населения это айфон…» население чего?
Жизненный цикл дольше? Нет! Просто владелец «андроид» купит три телефона пока владелец яблока будет чинить свой девайс, меняя битые экраны и задние панели из стекла, страдать искусственным,замедлением быстродействия от любимого производителя, потому что на покупку нового «яблока» у него нет средств.
Мы тут не точную позицию яФона обсуждаем, а вопрос, что считать массовым. Кмк, 1 из 10 и выше, вполне к такому относится.
Согласен, просто уточнил по поводу доли рынка iPhone.
Лично мне фиолетово что будет далее с теслой, но для себя я сделал только один вывод — если я когда-либо буду покупать электромобиль и буду стоять перед выбором, то не куплю продукцию этой компании… Ну не доверяю я людям, которые считают что машины можно собирать под тентом + слишком много нареканий + дизайн не айс (ну это мое личное мнение)…
Эти люди построили автомобильный завод под Шанхаем за 168 дней
Ну если нагнать мильён таджиков, то можно и быстрее. Но говорит ли это о КАЧЕСТВЕ завода? Нет.
«»»Ну если нагнать мильён таджиков, то можно и быстрее»»»
Неужели?
Тесла не является даже ведущим производителем электромобилей. Чего уж там про «ведущих автопроизводителей» говорить? ВАЗ производит больше автомобилей, чем Тесла — значит, ВАЗ это ведущий автопроизводитель? И при чем тут андроид?
Вы немного опоздали, буквально месяц назад Tesla таки стала крупнейшим производителем электромобилей
Да
Автомобилей — действительно не является. Электромобилей — вполне ведущий.
Тесла в этом году поставит больше авто, чем ВАЗ (примерно 360 тыс.). А в следующем 500+ тыс. Это сравнение не имеет особого смысла, т.к. выручка Теслы в несколько раз больше.
И как уже написали, Тесла теперь ведущий производитель электромобилей — как в штуках, так и в деньгах.
враньё!
Теперь официально: 365 тысяч
Может мне кто объяснить, как связаны «падение цен на батареи» и «офигительные будущие доходы от их ОЕМ продаж»?
объёмы
тут есть фанаты теслы, спецы по деталям?
в тесла модель эс уже начали собирать батареи на основе 21700, и если да, то с какого года выпуска?
если не ошибаюсь, то трёшки изначально поставляются с батареями, собранными на основе 21700?
что по поводу Х, что там в батарее?
S и X со старыми батареями. Нет никаких намёков на обновление.
Хотя, есть один: в 2020 выйдет горячая версия S Plaid, которую осенью катали на Н-ринге, и можно предположить, что в ней будут новые батареи.
В первом квартале обещают большое мероприятие для инвесторов по теме батарей, скорее всего там что-то скажут.
Это не Tesla растет, это весь рынок акций растет, за редким исключением.. Они просто печатают деньги и вот «рост».
Зачем смотреть на CF? надо смотреть на PL — Все кап.вложения в PL не отражены, но Тесла была в убытках и после Roadster, и после X и после S…
И при чем тут капитализация тесла? Она никак не связана с реальным положением дел в компании. Посмотрите на соотношение прибыли к капитализации и все встанет на свои места. В американский рынок акций просто пакуется ликвидность генерируемая печатным станком. Как только механизм исчерпает себя все увидят чего на самом деле стоят и tesla и apple и еще целая куча очень уважаемых компаний.
Зачем? Уж лучше смотреть на соотношение капитализации и основных фондов. Вроде же в статье понятно рассказано, что прибыль объявляется после распределения средств на развитие производства. И если на него отправляется больше заработанного в прошлом периоде, могут даже убытки нарисоваться. И в отличии от софтверных компаний, где капитализация действительно от балды, для железячных, действительность она более менее отражает.
Я о том что тесла стоит 70 ярдов с выручкой 25 ярдов в год. А к примеру gm стоит 45 ярдов, а выручки генерит в 160. И уж «железа» у gm столько что tesla в кустах рядом не валялась. Я не говорю что tesla плохая компания, вполне себе — деньги делать умеют. Но это пока есть возможность их делать. А в целом денег своих не стоит даже в половину.
Это железо GM ничего не будет стоить через 5 лет. По крайней мере бОльшая часть. А ещё им предстоят чудовищные инвестиции в новое железо на фоне скорого падения продаж.
В статье глупость сказана.
Прибыль она без затрат на будущее развитие, и у Теслы ее не было/очень мало.
>еще целая куча очень уважаемых компаний.
Вы сказали ГУГЛ?
Я не ослышался?
Я совсем не специалист в этих областях, и могу судить только по результатам: все эти годы, несмотря на скептиков, и Тесла и Apple и на плаву, и в первых рядах.
Реальное положение дел в компании таково, что это growth stock. А растущие акции оцениваются по двум показателям: рыночный потенциал и темпы роста. Потенциал, думаю, понятен (если нет — внимательно исследуйте конкурентов). Темпы роста Теслы — это, грубо, удвоение каждые 2 года. Учтём выручку от сервисов (10 баксов с машины в месяц это $1200 за 10 лет). Прибавим энергетические продукты. И делаем вывод, что бумага всё ещё недооценена. Ну и плюс есть масса других больших и малых факторов, типа будущего попадания в S&P500 с последующими покупками индексными фондами и т.д.
Это ко всему нынешнему раздутому и накачанному виртуальным баблом из куе амерскому рынку относится. Пузырь очень большой, лопаться будет больно ?
2001й год покажется хлопком бубльгума
СКОРО (с)
Tesla крутые, за ними будущее. А хейтеры все равно ничего не купят, кому они нужны
Будущее за общедоступными моделями, а не крутыми. Это можно увидеть даже по тесловскому модельному ряду. Нужна рабочая лошадка. Недорогая, непритязательная, на которую никто не будет обращать внимания, но именно она даст основные перевозки в человеко-километрах.
Тесла 3 сейчас примерно между Короллой и Камри по затратам за 5 лет…
Амортизацию первоначальных затрат в с годовую стоимость владения включили?
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1i8AsZR9nc_psCd7P4gHK3rBadkCEPhRg-lCJlYebx-o/edit#gid=1853012159
Тесла однозначно крутая и за ней будущее. Вообще эволюция беспристрастная штука и премию дарвина никто не отменял. А хейтеры как были так и останутся, они же не будут покупать теслу.
Финансовая отчетность Теслы за 3 квартала 2019.
https://ir.tesla.com/static-files/47313d21-3cac-4f69-9497-d161bce15da4
Прибыль (PL) отрицательная, 967 млн. долларов
CF от операций положительный 980 млн, но для покрытия инвестиций пришлось занять долга 800+ и акций довыпусить 800+.
Чистые активы у нее 6 млрд, капитализация при 411 долларов за акцию — 75 млрд…
«что в 2023 году стоимость 1 киловатта упадет ниже отметки в 100 долларов.»
Вам не приходила в голову мысль, что почти все атобренды, а не только Тесла ждут этого замечательного события ? Слышали что-нибудь про Renault ZOE, VW ID ? Знаете что Тойота которая технически выпустила первый Приус в 1997 году и с тех пор спокойно ждет пока стоимость батарей опустится до приемлемого уровня — все технологии у них есть уже более 20 лет — нет рентабельности. И Тесла эту рентабельность даже близко не нашла и никогда не найдет.
Вы знаете чем отличаются аккумуляторы Тесла от аккумуляторов нового Porsche Taycan или Audi E-Tron или MB EQ ?
Вы знаете что электромобиль без собственных электромоторов которые щас даже Renault уже само начало производить — это мягко говоря смешно а у Теслы электромоторы ну так скажем почти что от пылесосов ?
Вы знаете что Ionity и группа автоконцернов уже больше года строит сеть 350кВт зарядок (Тесла даже в принципе столько потреблять при зарядке не может) по всей европе ? Уже построила 400+ штук
Вы знаете что в Европе правительства почти всех стран дотируют электрозаправки ?
Вы знаете что в Европе вводятся огромные налоговые льготы (до 75%) для сегмента электромобилей до 40кЕ с 1 января 2020 года ?
Есть ещё много вещей которые вы то ли не знаете то ли не замечаете. Они говорят об одной простой вещи — электрореволюция — это государственно-частный вопрос. И Тесла в нем не участвует 🙂 И никогда не будет участвовать. Это дутый ПиАр пузырь. Он таковым всегда был и таковым и останется.
Ваше сообщение демонстрирует полное непонимание предмета.
1. Батареи Теслы уже приближаются к $100 за кВтч, т.к. они не сидят на жопе, а 5 лет активно над этим работают. И Тойоте за 100 просто так никто не продаст. Рентабельность текущего модельного ряда Теслы составляет 20%.
2. Да. Отличаются химическим составом и форм-фактором.
3. У Теслы самые эффективные электромоторы собственной разработки. Что подтверждают сравнения c моторами конкурентов (GM, BMW, VW и др. — например, компанией Sandy Munro).
4. Да, конкуренты строят зарядки, но отстают на порядок по количеству и удобству. 350 кВт это теоретический максимум — автомобилей, заряжающихся с такой скоростью, нет и в ближайшие годы не ожидается.
5. Льготы где-то вводятся, а где-то с 1 января отменяются (Нидерланды).
К вопросу о пузыре. Когда (если) Фольксваген продаст стотысячный ID3, Тесла будет близка к 1,5 млн.
можно узнать, что это за батареи от Тесла?
Конкретизируйте вопрос или погуглите сами. Информации много.
В первом квартале будет специальное мероприятие Теслы про батареи, ожидаются большие анонсы.
много информации про Панасоник
Да, Панасоник поставил производственные линии на совместном производстве в Неваде. Там выпускают цилиндрические элементы. Начинка кастомная, разработана специально под условия эксплуатации автомобилей (изначально батареи этого формата ноутбучные).
Над химией батарей для Теслы работают несколько исследовательских групп (собственные, университетские и т.д.). Повышают плотность запасаемой энергии и жизненный цикл батареи, снижают себестоимость производства. Буквально вчера была новость о публикации очередного патента на состав электролита, который увеличит срок эксплуатации батарей (цель — миллион миль без потери емкости).
https://www.teslarati.com/tesla-electrolyte-patent-1-million-mile-battery/
Сейчас в Неваде выпускают порядка 30 Гвт*ч, и говорят, что будут двигаться к тераватту.
(1) Тесла до сих пор производит свои батареи по сути на основе пальчиковых батарей. Это мягко говоря не самый эффективный способ даже объемной упаковки энергии не говоря уже о куче других моментов.
(2) Садитесь 2. Плотностью запаса энергии на еденицу объема. У Теслы она мягко говоря низкая.
(3) Знаете почему Порше показал 20 подряд разгонов с 0 до 200 с нуля стабильных ? Потому что моторы Теслы так не смогут. Это 2-х тактные двигатели по ставнению с би-турбо.
(4) Ionity сделало зарядку на основании спецификаций которые ей дали учредители (их никто не скрывает — они есть у них на сайте). Это автоконцерны. Прототипы давно уже заряжаются на 350кВт (надеюсь вы понимаете что постоянным током ? :)) В 2020 году вы уже увидите машины с такой мощностью зарядки на дорогах
(5) Голландия не имеет вообще никакого влияния на электромобильные процессы — она сама ничего не производит. Производит Германия — она с 2020 года уронила налоги до 4-х раз. Тесла в их рамки не попадает.
Стотысячный ID3 ? Ау — просыпайтесь. Renault уже давно продало 150 тысяч ZOE — VW достигнет этой цифры за первые 12 месяцев продаж. И никакая Тесла со своими старыми технологиями и заоблачными ценами тут рядом не стояла. Тесла — машина для экзальтированных фриков которым анальный вау-фактор (3 секунды до сотни) и отбивка мозгов важнее фактов.
Нет никакой Теслы и рынка у нее потому что она как неуловимый Джо — нахрен никому не нужен. Как только рынок появляется в коммерческом смысле — там уже есть Audi, BMW, Porsche, MB и Ionity. Пока рынка не было — там был фрик по имени Тесла — на безрыбье и рак рыба.
1. Многие так думали. На практике цилиндрические элементы проще охлаждать (между ними проложен контур жидкостного охлаждения) и они менее подвержены деформациям при перепадах температур во время зарядки, чем пакетные элементы LG у конкурентов.
2. Плотность не единственный показатель — есть ещё себестоимость, долговечность и другие характеристики, которые нужно сбалансировать в готовом продукте. Покажите лучшее решение от конкурентов в реальном автомобиле — я жду.
3. Хрень. Моторы и батареи Теслы так могут, уже много лет. Порше соревнуется с Теслой 2012 года (и то не слишком успешно), но на дворе 2020 и Тайкан отсасывает.
4. Да, ещё в 2012 были разговоры, что конкуренты вот-вот появятся. Буквально вот сейчас… И так уже 8 лет. Тем временем Тайкан снова задерживается, у ID3 проблемы с софтом, поставки EQC в США отложены до 2021.
«VW достигнет этой цифры за первые 12 месяцев продаж.»
Ну. Я Вам написал — к середине 2021 Тесла выпустит полуторамиллионный автомобиль. Что конкретно непонятно.
«Нет никакой Теслы и рынка у нее потому что она как неуловимый Джо — нахрен никому не нужен. Как только рынок появляется в коммерческом смысле — там уже есть Audi, BMW, Porsche, MB и Ionity.»
Давайте без брызгов на монитор.
Данные о продажах показывают, что Теслы продаются лучше бензиновых немцев. Что касается EV — e-tron идёт плохо, судьба Тайкана не совсем ясна (т.к. EPA всего 200 миль), ID3 подаёт надежды — но пока это только надежды. Тем временем TSLA прибавляет ровно 100 баксов за минувшие 30 дней — неплохая прибавка к моей будущей пенсии, я считаю ))
https://uploads.disquscdn.com/images/54d937910fee825cd2ca230b16d71a999722792bc2f7c922003426d9d354f0db.jpg
(1) — ссылку дайте подтверждающую это — или вы просто фантазируете ? факты есть ?
(2) Taycan, e-Tron, EQC
(3) Мотор Теслы вместе с батареей от такого теста просто расплавится а батарея сгорит как это часто бывает у Теслы, иначе бы видео с Теслой появилось бы на следующий день. Где оно ? Дайте ссылку.
(4) Все проблемы — ровно те же что и у Теслы — нет батареек. С софтом проблемы у Теслы где автопилот людей убивает. У нормальных автопроизводителей не задыхающихся от безденежья с софтом проблемы были последние лет 20 назад
(5) Полутаромиллионный автомобиль за сколько лет выпустит Тесла ? Ау ?
(6) Лучше каких бензиновых немцев и где продаются Теслы — можно ссылку в студию ? Например в Европе в какой стране ?
(7) Судьба Тайкана ясна абсолютно — любой здравомыслящий человек купит Тайкан а не Теслу. У Тесли пока есть только заводы по производству говнобатареек пальчиковых которые вы так яростно и бездоказательно рекламируете. МБ, Ваг, Ауди, Порше ограничены только объёмом выпуска батареек. И именно из-за него не трогали неуловимого Джо — Теслу — она просто никого не волнует со своей малюсенькой пиписькой на фоне общего объема рынка. Проблема с батареями (нормальными а не пальчиковыми) будет решена к 2021. Запишите себе эту дату. В 2021 годы вы станете ещё беднее — та 1 акция Теслы что есть у вас обесценится. Потому что на рынок придут серьезные мальчики.
(8) Ваша будущая пенсия в лучшем случае будет от государства и скорее всего в рублях. А сейчас пенсии у вас нет никакой. Потому что иначе бы вы тут не отрабатывали копейки выдумывая бредовые комментарии не основанные на фактах, а отдыхали бы или вообще не знали что этот сайт существует и занимались чем нибудь полезным
1. Я слежу за темой несколько лет, за это время изучены сотни статей, видео и т.д. Поэтому либо доверяйте моим выводам, либо ищите сами. Направление поиска — Tesla cylindrical cells и pouch prismatic cells. Осторожно: глубоко погрузившись в тему, рискуете стать фанатом Тесла (или инвестором). И как я писал ниже, в ближайшие месяцы ждём больших батарейных анонсов на спец. мероприятии.
2. Перечисленные Вами EV едва выезжают из 200 миль на одном заряде по циклу EPA. Тогда как Тесла 3 стартует с 250 миль (за $40K), а дальнобойная S — 373 мили, то есть почти 600 км. При этом известно, что батареи Теслы могут ходить более 700000 км, про конкурентов таких данных нет. Поэтому, опираясь на имеющиеся данные, вынужден констатировать, что Taycan, e-tron и EQC в плане батарей не лучше или хуже.
3. Значит расплавится? И сгорит? ))) Ну-ну )))
https://cleantechnica.com/2019/10/28/porsche-boasting-error-tesla-model-3-crushes-27-repeated-launches-to-200-km-h/
Ирония в том, что в видео тестируется обычная клиентская Модел 3 на обычной дороге, без подзарядки между заездами. Весь тест (около 30 мин) целиком записан на камеру. Порше тестируется на арендованной фирмой полосе прикормленным журналистом. Ролик смонтирован, и судя по наручным часам, тест занял не менее 55 минут, а может и несколько часов — мы не знаем.
4. Запишите ссылку:
https://www.tesla.com/vehiclesafetyreport?redirect=no
Это квартальные отчеты о безопасности. Как видно, количество ДТП с Автопилотом в 9 раз меньше среднего в США (1 ДТП на 4,34 миллиона миль против 1 на 498000 миль). Любопытно, что по сравнению с 3-м кварталом 2018 количество ДТП снизилось (было 1 на 3,34 млн миль), что свидетельствует об улучшениях в Автопилоте.
То есть самые безопасные автомобили (см. тесты NHTSA и EuroNCAP) оснащены ОЧЕНЬ безопасной системой круиз-контроля.
5. Если считать с момента основания, то (2021-2003)=18 лет. Это несущественно: следующие 1,5 млн Тесла выпустит уже в 2022-2023, а к 2024 выйдет на 1,5 млн в год или больше.
6. carsalesbase точка ком. За 9 месяцев в США продано:
— 114 тыс. Тесла 3
— 33 тыс. БМВ 3
— 38 тыс. Мерсов C-класса
— 20 тыс. Ауди А4
7. Нет, ЗДРАВОмыслящий человек Тайкан не купит
https://www.youtube.com/watch?v=lYMRXlRoHyQ
https://www.youtube.com/watch?v=wCQ7TEJsJPw
Точнее так: это разные машины, которые различаются в 2-4 раза по цене. Понимающие люди не сравнивают 911 с трёшкой или пятёрой БМВ.
Брызги про «маленькую Теслу» весьма забавны, ведь за 9 месяцев она поставила на 25% больше машин, чем Порше.
8. О, я очень заинтересован в успехе Теслы, но не так, как Вы думаете. Успех Теслы означает, что другие будут вынуждены перевести весь модельный ряд на электротягу (или сдохнуть). И мои внуки никогда не узнают, что такое вонь выхлопных газов. На мой взгляд, прекрасная мотивация.
(1) из того что вы за чем-то следите много лет никак не следует что вы начали разбираться в вопросе о чем явно свидетельствует ваш околорелигиозный стиль поклонения Тесле. Если Тесла за столько лет «революций» не смогла ничего нового придумать в батареях — то значит ничего и не сможет. Ждите. Все что нужно придумали уже акционеры Ionity, включая надежные пакетные элементы с кратно превышающей Теслу плотностью ёмкости энергии. Впрочем в секте Теслы — ждать — это аргумент посильнее конкуренции. И кстати — а на каком вы электромобиле ездите сами последние «несколько лет» ? Или вы теортик. Я — нет 🙂 Поэтому видимо и лапша Ваша у меня на ушах не виснет.
(2) Конкуренты дают 8 летнюю гарантию в отличии от Теслы включая потерю ёмкости батареи. Про 250 миль — это дальнобойность 52кВт Renault ZOE который стоит в 3 раза дешевле вашей Теслы. Вот уж воистину сектантам можно втридорога продавать святую воду
(3) Значит батарею этой Теслы можно выбрасывать и Тесла её по гарантии не поменяет потом. Именно поэтому такие видео на деньги Теслы снимает не сама Тесла а совершенно никак не отвечающие за последствия журналюшки продажные. В случае Порше такое видео снимает сам Порше и гарантирует что после этого батарея не сгорит и гарантия 8 летняя никуда не денется
(4) Тесла ради маркетингового хайпа рекламирует полный автопилот зная что технология сырая. Это убивает людей. Много людей. Тесла как и Боинг со своим 737-Макс рискует жизнями людей ради того чтобы хоть как то остаться на плаву. Тот же Мерседес имея в 2 раза больше датчиков и более совершенные технологии автопилота знает о том, что это пока ещё смертельно опасно и не пудрит мозги людям. Тесла использует живых покупателей в качестве тестовых манекенов. Многие из них в буквальном смысле «теряют голову» — ее срезает автопилот загоняющий их по фуры либо горят в машинах заживо.
(5) Что и когда выпустит Тесла расскажете когда она это выпустит если доживет до этого светлого дня. То что МБ, Ауди, VW и Порше доживут — сомнений не вызывает ни у кого
(6) Во-первых речь шла про Европу где Тесла нахрен никому не нужна. Во вторых каждый из немецких производителей выпускает миллионы автомобилей в год. На этом фоне 100 тыс от Теслы — это ошибки округления. Но вы продолжайте верить конечно что Тесла «их всех побила»
(7) А Пежо 206 рвет в штуках 911 вообще как тузик грелку. В ваших же видео владелец Теслы говорит что он на ней ездит вокруг электрозаправки и не может даже 1 рабочий день без подзарядки спланировать. Разговор про запас хода элеткромобиля имеет смысл вести тогда, когда есть сеть зарядочных станций. Когда ее нет — вы все равно никуда вдаль не уедете при любом запасе хода. Зарядить будет негде.
(8) Ваши дети уже сдохнут от выхлопа генераторов которые будут вырабатывать на газу или мазуте электричество для Э/М — нет сейчас нигде такого количества электрической генерации которая способна заместить жидкое топливо. А если эти мощности замещать атомной генерацией — то ваши дети точно сдохнут от радиоактивного заражения.
Вы классический шарлатан вещающий о приходе спасителя в виде Теслы и яростно агитирующий в секту Теслы. Никакие э/м не возможны без решения сети зарядочных станций. Их нельзя сделать не объединив автопроизводителей в альянс. Именно это и делает Ioinity. И именно так в Европе развиваются автомобили — поступательно. Дальше надо будет решить проблему генерации. Это огромные инвестиции и время которые никакой Илон Маск и Тесла за 1 секунду не родят. Хватит бредить о каких-то прорывах — их сделала давно Тойота выпустив Приус и с тех пор ждет пока решатся инфраструктурные проблемы.
Без этого весь онанизм Теслы был есть и будет сектантством чистой воды.
Я 29 декабря проехал около 700 км по автобанам. На 1 заправке. Средняя скорость (средняя) была около 135 км/ч час. По большей части я ехал на круиз-контроле 160-180. Я обогнал кучу Тесл (в основном Голландских) и несколько Тайканов. Так вот — все они уныло плелись по автобану на скорости в 110-120 км/ч — ибо если они поедут 180 на круизе по автобану — их батарейки дай бог хватит чуть больше чем на час ходу. Вот вам реальность электромобильная. Можете проповедовать дальше. Вам же за это платят ? Не так ли ? Проповедник вы наш без электромобиля.
Мне пришло уведомление об ответе по почте, но здесь я ответ не вижу. Вы его удалили? Стыдно стало?
Электрозарядок в европе как небыло так и нет, кстати. Не то чтобы совсем, но строят их почему-то по принципу АЗС — типа приехал и заправился. Идея в корне не верна с моей точки зрения т.к. заряжать машину нужно когда она стоит на своей парковке, как правило это ночью. Никаких дотаций на установку личных зарядок ЕС не предлагает и не планирует. Их можно установить за свои. Разумеется, если у кого есть в принципе такое личное парковочное место. Жизнь обычного люда в ЕС так же обыденная как и в бывшем ссср — корчи во дворах, где нашёл место. Ну есть в скандинавии например арендные места, на улице (не слышал и не видел чтобы их обеспечивали зарядками, даже в планах). Всё, достаточно чтобы всерьёз не рассматривать электромашины.
(1) элеткрозарядок много. 4-й год уже катаюсь на электромобиле — живу на границе Франции Швейцарии и Германии.
(2) На своей парковке ее можно заряжать для дневных поездок. А если на лыжах поехал или в отпуск — вот тут только Ionity
(3) В Голландии раньше компенсировали затраты на установку зарядки рядом с домом — как щас не знаю
(4) ЭМ вполне рабочая история если есть зарядка в офисном гараже. Если ее нет — то для ежедневных поездок запросто ставится обычная 220 вольтовая зарядка в подземном или своем гараже. Если машина стоит на улице и нет своей или подземной парковки — то сложно. У меня зарядка в офисе — полускоростная 22кВт.
(5) у меня есть и ЭМ и дизельные машины. Реальные пробелмы ЭМ лично для меня —
a) не могут по автобану держать скорость хотя бы 160 км/ч — высаживает тут же любую батарейку
б) полноприводные Э/М стоят дороже топливных Порше (зачем мне это ? :))
в) Пока покрытие Ionity слабое. Я не могу прыгнуть в ЭМ машину и поехать на 400-500км — например в Италию пожрать пиццы — могу застрять из-за пустой батарейки 🙁
г) если вдруг застрянешь в горах в снегопад — то замерзнуть можно нафиг.
В остальном — 95% моего пробега — на электромобиле. После него сложно садиться даже в Е-класс — в топливном а/м есть АКПП которая дергает топливный а/м и мотор который всегда чувствуется. Э/М ездит как троллейбус — тихо и плавно. Привыкнув к этому ездить на топливной машину уже сложно.
Если Ionity продолжит теми же темпами что и сейчас строить зарядочные станции — то через пару лет, особенно если научатся делать 300кВт*ч батарейки — революция действительно начнется.
Сейчас ЭМ — это все же удел энтузиастов.
Я про массовый рынок. А это именно те люди, которые ездят на малолитражках и имеют максимум это арендованное парковочное место где-то возле дома. А то и его нет. Здесь всё глухо и грустно, а значит о массовочти и речи быть не может. И с «обычными розетками» всё не так просто. Да, можно присосаться к обычной одиночной розетке, но для того чтобы так делал весь гараж — нужна спец электрика, повышенной мощности. Поэтому ставят в таком случае уже не просто розетки а зарядки. А это уже бесплатно не бывает никак. В лучшем случае, это когда домовладение согласится обновить электрику, оставляя опцию жильцу установить зарядку (уже за свои). В худшем, будет парковка без розеток вообще. Например в Швеции и Финляндии давно уже (десятилетия) апендуемые парковки возле дома имели розетки и я слышал уже высказывания — «ну вон же, всё готово!». Только есть много «но» — мощности тех розеток хватает только на маломощный обогрев двигателя да и в оригинале там везде таймер на 2 часа и всё. Ни о какой государственной поддержке, в переделки этого всего на зарядки, даже речи никогда не велось. А никому не нужна машина, которую переодически нужно возить куда-то заряжаться, причём не на 5 минут, а на несколько часов. Вот и ездят все на двс.
Иными словами, это «троллейбусный комфорт», когда есть зарядка дома и на работе. Такая схема действительно может покрыть 95% поездок, но только при соблюдении ряда, зачастую сложных и дорогих условий. Предпосылок для перехода на массовый электротраспорт, нет никаких от слова совсем — всё пока именно для энтузиастов. Переход будет когда ЭМ будет дешевле в покупке и эксплуатации, а не до..
Да блин…
1. месяцев, где получена прибыль, раз-два и обчелся.
2. По графику видно, что высота волны убытков все больше и больше, следующий период «разработки новой модели», по все видимости, покажет убыток в районе 2’000-2’500 млн.$ Амплитуда графика убытков должна быть затухающей, а она только увеличивается.
А акции как росли так и растут. Где логика, Сэм?
1. Если получаете прибыль, значит растёте недостаточно быстро. Обратное тоже верно. Факт: Тесла растёт офигенно быстро и не планирует снижать темпы до 2025.
2. Для поддержания темпов роста нужно всё больше инвестиций (иначе рост замедлится). Это математика. Хорошая новость в том, что Тесла близка к состоянию, когда может обеспечивать рост собственными средствами. Это означает, что в будущем они будут в основном работать в плюс и только на короткое время уходить в минус по отдельным кварталам. Миллиардных убытков при запуске новых моделей уже не будет:
а) Тесла сейчас хорошо зарабатывает на 3 и будет очень хорошо зарабатывать на Y
б) они научились строить новые сборочные линии почти в 2 раза дешевле и быстрее, чем раньше
в) следующий суперхит — Y — почти на 75% состоит из компонентов 3, что снижает затраты на организацию цепочки поставок и снижает цены благодаря эффекту масштаба.
Акции растут, потому что компания продемонстрировала жизнеспособность бизнес-модели (можно выпускать недорогой электромобиль и быть прибыльными). Кроме того, Теслу ОЧЕНЬ активно шортили, и сейчас они закрывают короткие позиции, что стимулирует спрос и, понятно, рост. Ну и по слухам, в TSLA пошли большие деньги, в том числе китайские.
>>Тесла растёт офигенно быстро и не планирует снижать темпы до 2025
Так не всегда это плюс, особенно без прибыли — финансовое положение становится очень шатким, одно не верное движение и банкротство.
ЗЫ из Вашего комента можно сделать вывод, что если компания получат прибыль, значит усё, пора закрываться, ну фигня же получается..
У нас на глазах формируется новая отрасль, и чтобы держать лидерство, Тесле приходится спешить. А иначе сожрут.
Финансовое положение устойчивое: они тратят не больше, чем могут себе позволить. И да, Тесла может себе позволить уйти в минус по году на миллиард.
«»»»из Вашего комента можно сделать вывод, что если компания получат прибыль, значит усё, пора закрываться»»»
Я всегда призываю рассматривать ситуацию в комплексе.
Прочитать строчку «прибыль/убыток» легко. Гораздо сложнее учесть, что происходит на рынке, какова конкурентная ситуация, темпы роста, потенциал и т.д. Разумеется, мои оценки перспектив Теслы могут быть ошибочны, но пока всё сбывается )))
Теслу хоронят только в России, где не в состоянии самостоятельно сделать что-то не совсем кривое и убогое, на что без слез не взглянешь. Уже даже Турция создала готовую модель электромобиля, а Россия еще не в состоянии самостоятельно создать обычный привычный автомобиль.
Хороший текст.
Уникальность Маска — ему ВСЕ ПРОЩАЮТ.
—
На волнах Орды рубрика «На фальконе у Илона сидит пьяная ворона».
Дорогие друзья! В эти суетливые дни, когда минуты до оливье то тянутся как часы, то скачут галопом — мы не можем не поблагодарить того, без кого 2019-й не был бы для нас с вами таким весёлым.
Мы говорим, конечно, о нашей постоянной музе, о гениальном изобретателе и визионере, создателе будущего.
Вот краткий список его обещаний на новый год:
1) Уже в новом году можно будет полететь на Марс
2) SpaceX обещает первый пилотируемый полет к МКС в апреле
3) Должно начаться производство электрического тягача Tesla Semi
4) Компания SpaceX выйдет на еженедельный запуск ракет
5) И другие обещания
Что во всех этих обещаниях поражает воображение и восхищает более всего, дорогие друзья?
Правильно!
Все эти обещания — на 2019 год.
Это в уходящем году Илон полетел на Марс (нет), отправил космонавтов к МКС (нет), пустил в производство электротягач (нет), вышел на еженедельный запуск ракет (нет) и создал полностью автономный автомобиль (нет).
Что тут хотелось бы.
Дорогой Илон! Ты на самом деле выполняешь важнейшую функцию: работаешь своего рода реагентом. Не будь тебя — как бы мы в любой толпе могли выпалить истеричных инфантилов? Да-да, этих пассивно-агрессивных военов блистающего грядущего, решивших, что они слишком умны для религии и поэтому вместо веры в невидимого Бога выбравших веру, бгг, в тебя.
Мы уже слышим подымающийся вопль «ну-он-хотя-бы-пытается». Почему же пытается, возразим мы. У него отлично всё получается: гигафабрика освобождена на десятилетие вперёд от всех возможных налогов, НАСА исправно спонсирует демпинговую контору SpaceX (финансовая отчётность засекречена), электромобили от 5 миллионов рублей штука исправно рассекают мир колёсами (страшная тайна: электромобиль изобрели больше века назад). Бабло приносят в клювиках а) госбюджеты, б) восторженные туканы.
О, тут подымается другой вопль: «как-будто-ваш-рогозин-лучше». Видите ли, дорогие туканы. Никто в России не надрачивает под одеялом на Дмитрия Олеговича, и в этом его категориальное отличие от Илона Маска.
Впрочем, мы любим Рогозина и даже подумываем о том, чтобы выпустить календарь с его изображениями в стиле пинап.
Но вернёмся к Илону и огромной пользе от него.
Если б не было Илона, год за годом скармливающего истеричным инфантильным туканам будущее с лопаты — они могли бы запить, или подсесть на тяжёлые наркотики и навредить себе.
А так — они живут год за годом на грани почти наступившей новой эпохи, не режут вен, портя полы. Не выпрыгивают из окон высоток, создавая препятствия передвижению транспорта и пешеходов. И потихоньку кто-то из этих бережно хранящихся в воображаемом грядущем может взять и повзрослеть.
Спасибо тебе за этот год, Илон. Пусть в следующем году, году железной мыши, у тебя снова всё получится.
[Орда] — родная, злобная, твоя
А дайте, плиз, ссылки на каждое из перечисленных обещаний.
Это, мягко говоря, неправда. Там есть кое-какие льготы от Штата Невада, но взамен фабрика покупает энергию и обеспечивает рабочие места. Размер этих льгот смехотворен по сравнению с тем, что получают Ford, GM и другие американообразующие автоконцерны, а также нефтяная и угольная промышленность.
Это тоже неправда: НАСА покупает услуги и при этом экономит деньги налогоплательщиков, т.к. SpaceX умеет работать недорого. За этим следят спец. комиссии по бюджету. SpaceX частная компания и не обязана публиковать отчётность.
Покуй кто изобрёл. В этом мире важно одно: кто произвёл и когда доставил. Но про 5 миллионов смешно, да.
Дмитрий Олегович, мы всё понимаем.
Это примерно как писать об успешности компании, котороя производит что-то дорогое но практически бесполезное, наручные часы и т.п. Ну да, бабла срубили, ну и что? До массовости электромашинам ещё очень долго. Тут никаким хейтером быть не нужно. По сути, все те кого назывюат хейтерами, смеются над самим концептом машин на литиевой батарейке. Подавляющее большинство машин сейчас, это нижне-средний ценовой сегмент, втч семейные машины. Альтернатив им сейчас нет. Не говоря уже о том что индивидуальными зарядками бесплатно никто обеспечивать не будет. И у жителей городов, единственная возможность заряжать машину, без ущерба личному времени — ночью. Т.е. те, у кого нет гаража с зарядкой, автоматически выпадают сразу. Ну не приспособлен к жизни сейчас этот проект «электромашины», как бы сильно кому ни хотолось бы светлого будущего.