18 июня 2017

Беседка №142. Новое противостояние

Если вы еще не заметили: противостояние платформ ОС закончено.

И да, никто на самом деле и не выиграл, по большому счету победителями стали все крупные игроки. Google может похвастаться наибольшим количеством пользователей своей ОС, Apple получает от iOS наибольшую прибыль, а Windows всё еще «повелевает» рабочими местами, сохраняя в этой сфере лидерство за Microsoft. Однако, в технологическом мире грядёт следующая битва и ставки как никогда высоки. На этот раз в противостояние вступят цифровые ассистенты, такие, как Alexa (Amazon), Siri (Apple), Cortana (Microsoft) и Google Assistant (в скором времени выходит и на iOS). Несомненно, большая часть внимания изначально была прикована к возможностям голосового управления вычислительными процессами, но я считаю, что функциональность ассистентов расширится до текстовых чат-ботов, автономных софтовых AI-помощников и, что важнее, фактически превратит их в своего рода цифровые шлюзы, которые в итоге соединят между собой разнообразные «умные» и подключенные устройства.

От «умных» домов и машин, смартфонов, ПК и носимой электроники в нашей личной жизни и работе, эти ассистенты (в идеале) обеспечат прочную связку между вычислениями, сервисами и многим другим в рамках множества разрозненных платформ операционных систем. Если вкратце: они смогут сделать нашу жизнь более организованной, а наши устройства и сервисы — более простыми к использованию. Поэтому такие ассистенты так важны стратегически и поэтому так много компаний (от Facebook до Samsung) работает над собственными вариациями подобного ПО.

Еще одним увлекательным аспектом этой технологии является потенциальная возможность полного обесценивания значения исходной платформы, на которой работают ассистенты. Если я могу, например, использовать Alexa как на iPhone, так и ПК с Windows, а также устройствах «умного» дома и (в перспективе) в «подключенном» автомобиле, то что происходит с уникальными преимуществами iOS или Windows 10? Они перестают существовать.

Понимая всеобъемлющую важность и наблюдая отдаления от платформ, я отношусь к таким ассистентам как к исключительным примерам «мета-платформы», дающей потенциал для расширения посредством как API для развития нового ПО, так и соединения обычной платформы, но на вне традиционной ОС.

Запомните эту мысль и взгляните на информацию, полученную в результате недавно проведенного Technalysis Research среди тысячи американских пользователей исследования об использовании цифровых ассистентов на смартфонах, ПК и новейших «участниках» гонки технологий — умных колонках. Как упоминалось ранее, в своём сегодняшнем виде цифровые ассистенты по большей части акцентированы на голосовое управление и приложения, заточенные на простые голосовые запросы. Чтобы лучше понять сценарии использования ассистентов, респондентов спрашивали, как часто они используют (если используют) цифровых ассистентов на «умных» колонках, смартфонах и ПК. Результат можно увидеть в таблице ниже.

Поразительный факт: несмотря на то, что категория «умных» колонок является сравнительно новой (Echo меньше двух лет), а релиз Siri состоялся в 2011 году, становится ясно, что люди с доступом к «умным» колонкам (14% семей в США) использую цифровых помощников гораздо чаще, чем владельцы смартфонов.

Да, так и подмывает предположить, что подобные цифры обусловлены воспринимаемой точностью различных ассистентов, но если поднять вопрос о точности, то оценки Alexa, Siri и Google Assistant были практически идентичны, одного лидера не было. Вместо этого, результаты показывают, что установленное в центр дома специализированное устройство просто напросто заставляет людей больше им пользоваться. Если вы хотите быть актуальной компанией на данной ранней стадии битвы цифровых ассистентов, то вам необходимо предложить пользователю специализированную «умную» колонку.

Другим вызовом является вынужденная для многих пользователей необходимость пользоваться несколькими цифровыми ассистентами от разных производителей. На самом деле 56% опрошенных подтвердили, что они время от времени используют несколько ассистентов, по разному относясь к необходимости переключаться между ними. Попавшие в самую большую группу (26%) клянутся в верности единому ассистенту и игнорируют другие, но пришло время проверить лояльность на прочность.

У цифровых ассистентов еще многое впереди и текущие сценарии использования позволяют лишь слегка приоткрыть завесу тайны над потенциальными возможностями в далёкой перспективе. Как бы то ни было, ясно, что битва мета-платформ за цифровых помощников будет значительно масштабнее и будет иметь более долгие влияние, чем былые стычки ОС. И это само по себе делает их обязательными к изучению и пониманию.

Оригинальный материал, автор — Боб О’Доннел

Всё вроде бы хорошо в изложении автора, но в его рассуждении по отказу от платформ упущен важный, на мой взгляд, момент: совместимость. Да, Google Assistant выходит на iOS, но каковы гарантии обратного процесса с Siri? И вряд ли та же Apple согласится использовать в новопредставленной колонке Cortana или Alexa. Конфликт подходов к открытости ПО и «железа» налицо.

Конечно, было бы очень неплохо получить единого «помощника» для популярных устройств, но пока что это всё звучит утопично. Плюс ко всему, отзывы пользователей «умных» колонок наоборот намекают на привязанность к определенной платформе. Как думаете, смогут ли цифровые ассистенты стереть границы платформ?

Читайте также

46 комментариев на «“Беседка №142. Новое противостояние”»

  1. Big_Brother:

    Появится какой нибудь опенсорсный аналог линукса/линейки который станет удобным стандартом для всех энтузиастов, остальным будет проще использовать помощника из своей экосистемы.

    • Виктор Ковыршин:

      и будут происходить некоторые ошибки, то колонка расскажет тебе про погоду в дефолт-сити Bay Area, то закажет 10 рулонов полотенец, то поставить будильник по GMT+0. Разработчики будут утверждать что поменяют это в новых версиях, но все равно все будет тупить

      • Big_Brother:

        Уж лучше так, чем бояться что к тебе придут люди из органов, если вдруг позволишь себе обронить нелестную фразу о вожде или типа того в присутствии колонки, нафиг такое счастье

      • Lecron:

        Классическое противоречие. Если вы попадаете в целевую группу, под которую маркетологи затачивают устройство/программу, и желательно в ее середину, то вам лучше подойдут коммерческие решения. Стабильные, но куцые в настройке. А если нет, то возможность сделать как хочу, при некоторой общей шероховатости, для меня намного весомее.

        Захотите — сможете vs. не сможете, даже если захотите.

        • noname1x:

          Это работало на простых системах, пусть даже лет 10 назад. Сейчас хочешь не хочешь, но пользуешься ОС с пакетом сложных программ. И то, на сколько лучше стал тот же линукс ему не сильно помогло.

          Или подстраиваешься под коммерческие продукты, или просто забиваешь. Если работу со звуком, например, затронуть — линукс позволяет работать на любом железе без особых проблем, за одним но — работать просто не в чем, так что хочешь не хочешь, а идешь в магазин за железом, которое гарантированно работает с виндой или маком.

  2. ivangermes:

    Колонками чаще пользуются, потому что они дома стоят.
    С телефоном часто выходят в социум и там уже не так комфортно им вслух управлять, потому что:
    а) немного интимное дело — что ты там делаешь в телефоне
    б) мешаешь другим людям

    • bot!:

      в разных странах по-разному

      • ivangermes:

        В каких странах иначе?
        В штатах ( где проводились исследования ) это так, как я выше написал. 🙂

        • bot!:

          я сейчас в Австралии живу, австралийцы всегда очень громко говорят…по телефону, друг с другом, одид на один, или в общественных местах неважно)
          так что ты всегда в курсе всех личных дел всех, кто вокруг тебя)

          • ivangermes:

            Любопытно!
            Интересно, откуда у них это.

            • noname1x:

              у них просто люди друг к другу нормально относятся, а не поливают с говном за каждое слово, как у нас.

    • Shlomo Levi:

      у блакбери ещё когда был умный блютус с управлением, не помогло, кстати стоил столько же сколько обычный

  3. Alexandr.Noskov:

    «Как думаете, смогут ли цифровые ассистенты стереть границы платформ?»

    Об этом надо Андрея Подкина спрашивать. Мне почему-то кажется, что для корректной работы одного и того-же ассистента на разных платформах, у этого ассистента должен быть допуск до низкоуровневых API этой платформы. А этого ожидать вообще не приходится. iOs вообще ни разу не линукс и не Си++, а скорее даже Swift какой-то.

    • Lecron:

      API — межпрограммный интерфейс, в том числе, написанных на разных языках. Впрочем, с привязкой ассистента к платформе и недопуске сторонних, спорить не буду.

    • Доступ до низкоуровневых API не нужен. Наоборот, нужен высокоуровневый публичный API для взаимодействия приложений. В Android это есть. И вопрос только в том, насколько поддержка реализована в конкретных приложениях. Например, я каждую неделю езжу на игры «60 секунд». Чисто теоретически нет никаких проблем сказать: «ОК, Google, закажи такси как обычно». Но если вдруг разработчики TapTaxi не встроили такую функциональность, то Google Assistant не сможет передать приложению нужные данные.

  4. Vadim Voronkov:

    Я правильно вижу, что только 15% пользователей смартфонов ни разу не использовали голосовых помощников на устройстве? Серьезно? В штатах все такие продвинутые, что ли? (или такие ленивые?)

    • Andes:

      Ага, очень смешная статья… Нет, поорать спросонья на колонку это лучше, чем брать смартфон и им ей управлять, а при вождении авто-иногда лучше спросить голосом (поматерившись на ошибки разбора запроса). Но и только. В остальном-голосовые помощники-всего лишь бесполезные игрушки. Эффективность и производительность работы с ними на несколько порядков ниже традиционных методов ввода информации…

      • Lecron:

        Первый мобильный телефон (картинку не стал вставлять, чтобы не раздувать ветку), тоже не был образцом компактности, эргономичности и функциональности.

        • Foxjack:

          Однако первый мобильный телефон пр всей ущербности предлагал то, чего не предлагал ни один стационарный телефон — мобильность, принципиально новое качество.
          А эти «умные» голосовые ассистенты ничего не предлагают принципиально нового, да еще и тупы до ужаса.

          • Lecron:

            Возможно вы правы, а возможно, мы не знаем отношения обывателя к первой мобиле в ТО время. Здоровенный, дорогущий, зона покрытия с приставкой нано и еще куча недостатков, которые мы сейчас даже осмыслить не можем. И зачем такое надо?
            В тоже время, сейчас языковые технологии, с массовым внедрением нейросетей, развиваются очень быстро. Да, сейчас это баловство, но в очень недалеком будущем, со следующими версиями ассистентов, это будет совсем иное впечатление. Дайте хотя бы лет десять.

  5. ReadFact:

    Лучше бы все объединились и сделали одного ассистента

  6. Sunrise:

    Кто пользуется этими ассистентами?
    Не могу придумать ни одного сценария что бы использовать в быту.

    • gelioson:

      Ну не знаю. Мне проще сказать телефону: «разбуди меня завтра в 7 утра», чем лезть в настройки, крутить колесики, выставлять время…

      • Pavel:

        А потом лезть в настройни, чтобы проверить, на какое время поставился будильник и поставился ли вообще.

        • gelioson:

          Зачем??
          Оно и голосом подтвердит, и на экране покажет установленный будильник.
          Вы попробуйте сначала.

  7. Lecron:

    Вот приделают к ассистенту/колонке ноги и пару манипуляторов, тогда и поговорим о противостоянии.

    • Нищеброд:

      «ноги и пару манипуляторов»
      И устроить бой на арене. 🙂

      • Lecron:

        Вот видите, сразу применение нашлось. 🙂 Не то что сейчас.

      • Shlomo Levi:

        было уже пытались сек из канады в встралию делать)))

  8. Alex1562:

    >>оценки Alexa, Siri и Google Assistant были практически идентичны, одного лидера не было

    видимо статья очень старая или автор не следит за новыми тестами. Все последние сравнения отдают пальму умности Google Assistant, затем с небольшим отрывом идёт Алекса и замыкает тройку Сири.

    • Shlomo Levi:

      тут был обзор. гугл знает гдеты, куда ты зачем, а амазон нет

  9. Alexx:

    Бум умных часов прошел, начался бум умных колонок? Что там дальше на очереди?

  10. Zee:

    Самый большой бред — управлять устройством с помощью шаблонных фраз, которые нужно заучивать. Пока ассистенты не станут понимать свободный разговорный язык, пользоваться ими не удобно, да и звучит глупо.

    — Окей, Гугл. ОТПРАВИТЬ СМС МАМА МОБИЛЬНЫЙ!
    — Не удалось распознать запрос.

  11. Pavel:

    «Гениальная» статья. Берется (например) миллион владельцев РС, у многих и микрофона-то к РС не подсоединено, и сравнивается с несколькими тысячами людей, которые купили себе устройство, по факту из одного голосового помощника и состоящее и удивляются — оказывается, процент пользователей голосового управления среди владельцев колонок выше, чем среди пользователей РС.

    Вообще самый большой минус таких устройств — постоянное прослушивание (иногда и просмотр) происходящего вокруг устройства и удаленная обработка этой прослушки. Пройдет совсем немного времени, и у какого-нибудь условного ЦРУ появятся доказательства (секретные, разумеется), что условные русские хакеры

    прослушивают все смартфоны америки или даже всего мира.

  12. Zoltan:

    Автор все правильно пишет. Начинается роха конкуренции всё более совершенных форм искусственного интеллекта. Распознание и «понимание» семантики — это основа основ, и сейчас туда действительно вкладываются огромные средства.

  13. Дмитрий Донской:

    Извините, но… — НАС РАТЬ на эти «умные помощники-колонки»! (если есть умный помощник, то, походу, где-то есть и тупой)))) ИМХО.

  14. squaremeter:

    Из той же оперы, что и умные часы. Ниша, и никакого прорыва на рынке.

  15. Shlomo Levi:

    неа, булшит как неттопы, нетбуки, смартчасы, все магазине в NYC завалены, но никто не покупает и ни у кого дома нет))) пользуюсь сири и ок гугл давно. что сказать .сегодня нет смысла женится еды вкусной с доставкой полно, приходящая клининг леди начинается с 7-9 баксов в час, секс с$15-20, а вот если вам надо чтоб вам любили мозги тогда сири))) туже самую команду она вдруг не понимает, не слышит, то ещё что по типу сам придумала сам обиделась(с) )))) гугл значительно лучше но тоже косит.. всё это совсем далеко от той модели котрую видно в рекламе, так что подождём ещё. и потом если на толе лежит телефон в тлефоне войс акссесс и он откликается громко и звонкоо на ок гугл(андроид) то зачем мне лишний девайс? кортана кстати в лаптопе стоит, вообще незачем, и просто так не выпиливается