26 августа 2018
Беседка №203. Осторожнее, Google
Илья Субботин
О векторах «атак» на Android со стороны конкурентов и потенциале Google в борьбе с ними…
Подозреваю, что подразделение Google, ответственное за Android, пока не понимает, положительно или отрицательно скажется на их продукте переход на кроссплатформенность, но склоняется ко второму варианту, иначе они бы перешли на Flutter. Я лично считаю, что это принесло бы им пользу, но что я могу знать? Тем не менее, они сейчас активно работают над тем, чтобы не растерять свои позиции путём улучшения опыта нативной разработки. И так как худший опыт присущ разработке крупных приложений (Snapchat, Instagram), то они по большей части пытаются исправить именно этот опыт, который, в свою очередь, по большей части зависит от времени сборки.
Чтобы исправить ситуацию, Google проводит невероятную по объёму работу над официальной системой сборки приложений под Android, которая основывается на уже и так непростой системе Gradle. Но Google ещё «наваливает» сверху кучу замороченных и специфических для Android компонентов. Система с каждым месяцем становится всё сложнее и приходит к той точке, когда даже сами инженеры не понимают сути её компонентов. Но сложность повышается, разработчики считают добавляемые функции важными для крупных магазинов с популярными приложениями.
Ирония в том, что большинство таких магазинов агрессивно отказывается от решений Google в пользу Buck, системы сборки Android от Facebook. В этом случае Google преследует неверную стратегию. Поэтому хоть Google и понимает, что есть проблема, они с удвоенной силой работают над непопулярными решениями: нативным набором с чрезвычайно сложной системой сборки Gradle. Компания теряет разработчиков. Долю рынка набирают сторонние решения.
Атака с флангов
В довершение ко всему набор для разработки не является единственным вектором атаки на Android. Есть и другие способы «украсть» Android у Google. Одним из подходов является создание успешного каталога приложений. Одно из основных ограничений, накладываемых Google на Android, — это каталог Play Store, который вызывал и продолжает вызывать значительные противоречия на уровне компаний и правительств. Да, Android позиционируется как открытая система, но Play Store полностью контролируется Google. Хорошую попытку «смены власти» предпринял Cyanogen при поддержке Microsoft и Twitter. Пусть проект потерпел неудачу в связи с внутренним политическим противостоянием, но то была первая серьёзная попытка посягнуть на монополию Play Store.
Но угадайте, кто еще составляет конкуренцию со своим каталогом приложений? Всё верно: Джефф Безос. Невозможно стать первым в мире триллионером, не украв Android у Google. По крайней мере, мне кажется, что это поможет. Каталог приложений от Amazon уже выглядит довольно впечатляюще, и практически в каждом противостоянии Google и Amazon последние всегда вырывались вперёд.
И словно у Google и без того мало проблем, есть третий вектор атаки на Android, в этот раз он бьёт по самому больному – рекламе. Благодаря многолетней работе множества разработчиков, Android-клиент Facebook стал настолько крупным, что он «породил» собственную платформу, и теперь продвигать свою рекламу можно непосредственно через приложение Facebook. Например, там может купить рекламу New York Times, и все деньги пойдут прямо от NYT к Facebook, Google не получит ни гроша. Можете представить, как себя чувствует Google в этой ситуации. Точно так же поступает WeChat в Китае. Приложение превратилось в процветающую платформу для создания и продвижения других приложений и рекламы. Словно в самом приложении существует целый рынок. Мобильные приложения Facebook и WeChat стали самостоятельными каналами для рекламы.
Нужно чётко понимать следующее: Google создала ОС Android лишь потому, что это канал для рекламы. Компания является крупнейшим поставщиком рекламы в мире, и поэтому для неё всегда существует угроза атаки других компаний, которые хотят переманить потенциальных потребителей в свой канал, а не в таковой от Google. Окончательный анализ показывает, что именно в этом кроется суть атаки на сетевой нейтралитет. Операторы связи и интернет-провайдеры хотят единолично показывать вам рекламу или хотя бы «откусить» у Google и Facebook часть доходов.
Каждый раз, когда Facebook, Google, Amazon или Microsoft таинственным образом начинают новый непонятный бизнес, то можно биться об заклад, что это игра с каналами. Google Chrome – игра с каналами, контролирующими доступ в сеть. Microsoft Xbox – игра с каналами против PlayStation, которая угрожала заменить ПК как канал для домашнего доступа в сеть. YouTube, Instagram, WhatsApp, противостояние HBO/Amazon/Netflix, Amazon Echo, Карты Google – та же «игра». Самый лакомый кусок этой войны – ваш дом. Вывод в том, что компании хотят показывать ваш любимый контент через свои каналы дабы получать прибыль от рекламы или от подписки.
Вполне вероятно, что Android является важнейшим каналом дохода для Google, если не на сегодняшний день, то на последующие десять лет. Компания не может позволить себе утратить контроль над ОС. Но мы уже стали свидетелями трех скоординированных типов атак в разных измерениях: экосистема для разработчиков (React Native и другие), каталог приложений (Amazon и нашумевший последователь Cyanogen) и «лёгкие» рынки встроенной рекламы (пока что Facebook и WeChat). Реакция Google на эти угрозы… Скажем так, компания всё ещё на вершине. Пока что. Всё это может показаться набором бесполезных раздутых слухов, но оно на самом деле влияет на сторонних разработчиков, которым приходится делать важный выбор в пользу тех или иных технологий для разработки мобильных приложений, ставших окном в мир (помните каналы?) для пользователей и владельцев.
Если вы думаете, что есть доля вероятности потери Google контроля над Android, то лучшим выходом будет межплатформенная инфраструктура, ведь она является своего рода страховкой благодаря улучшенной переносимости на другую платформу. А если вы уже вписались в бескомпромиссную гонку с конкурентами и вам нужно запуститься как можно раньше, то в любом случае нужно переходить на что-то, кроме Android Native. Android ещё пытается догнать поезд с Gradle, что по определению не может произойти быстро. Причина, по большому счёту, кроется в проблемах с наследием дизайна Android, которые непросто замять. Из межплатформенных альтернатив React Native выглядит победителем. Этот инструмент привлекателен для веб-разработчиков — наверно, самой большой аудитории разработчиков по всему миру. Непросто соревноваться с этим.
Пройдёт немало времени до того момента, когда разработчики откажутся от нативных приложений под Android и iOS, портирование занимает время. Это означает, что если вы являетесь разработчиком под любую мобильную платформу, то это здорово, в вас остро нуждаются работодатели. По всему миру очень ценятся специалисты в React Native, Kotlin для Android и Swift для iOS. Если ваш босс не ценит вас – оглянитесь вокруг. За прошедшие три года многое изменилось. Миру нужны разработчики под мобильные платформы, но их сложно найти, ведь программирование под Android крайне неприятно, об этом знают все, кроме Google, поэтому экосистема процветает, а конкуренты пытаются проложить свой «единый путь» для программирования под мобильные устройства. И эта фрагментация рынка ещё больше усложняет поиск разработчиков.
Сейчас благоприятное время для конкуренции с целью захватить контроль над Android, если вам это интересно. Многим компаниям это интересно, даже команды в самой Google работают над этим. Но вокруг корабля Android кружит много больших акул. Осторожнее, Google.
Автор — Стив Йегг (без обид, Стив)
Google занимает выжидающую позицию, попутно пытаясь реорганизовать собственную систему разработки и переосмыслить подход к ней. Но не упустит ли она свой шанс и не опоздает ли на более важный «поезд»? Само собой, в Маунтин-Вью привыкли к постоянной «осаде» и так просто не сдадутся, вполне наверняка в недрах Google уже созрел план ответного блицкрига.
Признаюсь, до того, как прочитал материал, не слышал о его авторе, поэтому исковеркал фамилию, спасибо, что поправили. Тем не менее, оригинальная статья была крайне интересна даже мне, человеку без обширных знаний в сфере разработки. Каталог приложений Amazon эпизодически использовал на своём прошлом аппарате, были интересные предложения и акции, вполне неплохие подборки. Но вопрос в том, сможет ли он стать таким же популярным как Play Store где-либо, кроме США? Смогут ли сторонние разработчики «дожать» свои продукты и вывести их на один уровень с нативными решениями для разработки? Или их ждёт судьба Cyanogen?
︎Мо︎ж︎е︎т и н︎е сто︎ил︎о б︎ы ту︎т изл︎и︎в︎ать д︎у︎ш︎у︎, н︎о ︎бе︎с︎и︎т︎ ︎у︎ж︎е в︎се︎. Ка︎к ︎нас︎м︎от︎р︎и︎шся эти︎х н︎о︎в︎ост︎ей︎, од︎н︎и ба︎г︎ач︎и︎. А ︎ч︎т︎о ж︎е дл︎я п︎рос︎т︎о︎го наро︎да︎?︎? Р︎а︎бота︎ю ︎к︎асс︎иро︎м, содер︎ж︎у ︎с︎ы︎на, стара︎ю︎с︎ь н︎о н︎ечег︎о н︎е п︎олуч︎а︎ет︎с︎я. ︎И︎н︎о︎г︎д︎а д︎а︎ж︎е з︎а ко︎м︎му︎н︎а︎л︎ку нече︎м з︎а︎п︎ла︎т︎и︎ть︎.︎.︎. Я уж︎е н︎е гово︎р︎ю пр︎о т︎о ч︎т︎о б︎ы ︎поех︎а︎т︎ь о︎тд︎охн︎у︎т︎ь︎ к︎уд︎а т︎о.︎. ︎Ч︎т︎о с эт︎и︎м ми︎ро︎м н︎е т︎а︎к︎.︎.
︎Смеш︎н︎ые Вы︎, ︎2︎1 в︎е︎к︎ ︎з︎а окном︎, ︎н︎ах︎оди︎те нов︎ы︎е в︎о︎з︎мо︎жност︎и︎, се︎й︎ча︎с ︎д︎о︎стат︎о︎ч︎н︎о︎︎ ва︎ри︎ан︎т︎о︎в под︎зар︎а︎бо︎та︎ть в ︎с︎ет︎и интернет︎. К при︎м︎е︎р︎у я︎, ︎н︎е︎да︎в︎н︎о︎, ︎с︎и︎д︎е︎л︎а︎ ︎з︎д︎ес︎ь ̩ ? f︎︎u︎ks︎︎i︎i︎︎a︎︎.︎︎c︎o︎︎m ?. Милл︎ио︎ны н︎е ︎по︎д︎ни︎м︎е︎ш︎ь︎, н︎о с ко︎м︎м︎у︎налк︎о︎й п︎роб︎ле︎м точ︎н︎о︎ н︎е бу︎дет︎! ︎Зак︎а︎н︎ч︎и︎в︎ай︎ л︎ен︎и︎т︎с︎я! Н︎е ︎ж︎д︎и︎ к︎о︎гд︎а те︎б︎е вс︎е н︎а б︎л︎ю︎д︎еч︎к︎е п︎о︎дн︎е︎с︎у︎т!
Гугл время ещё не пришло
>> Нужно чётко понимать следующее: Google создала ОС Android лишь потому, что это канал для рекламы.
В принципе, да. Но надо помнить, что не всегда реклама бывает прямой в лоб: сделали что-то в приложении, в ответ получили рекламу. Google имеет возможность через Android собирать массу сведений о пользователях, чтобы предлагать им таргетированную рекламу в других местах: на сайтах, например. Или в YouTube.
Правильно. Но даже это, крайне ограниченный взгляд на причины создания Мобильной ОС. Не рекламой единой. ОСь создали для увеличения своего присутствия на ИТ-арене. А способы монетизации этого присутствия, уже совсем другая история. Там возможны и ближний, и дальний прицел; одно и многоходовки; прямой и опосредованный доход. Над монетизацией работают громадные отделы, а мы тут в одном комментарии решили это описать)))
https://uploads.disquscdn.com/images/b829a4e2f3c1714540c6920b4740e8c75d9c857958e50940079f27cca7298c20.jpg
Альтернативные маркеты существуют уже много лет. Что произошло, что они _вдруг_ стали угрозой? Там все те же приложения, что и в гугле, по тем же ценам (кроме акций). И вроде доля интереса к ним, ничуть не выросла. А если и выросла, то все равно находится в районе единиц процентов, без шанса достичь первого десятка.
С рекламой – аналогично. Да, одиночные крупные приложения, могут показывать рекламу сами. Но это опять единицы процентов от всех показов. Да, неприятно. Но угроза? Не большая чем сборки Андроида типа CyanogenMod сотоварищи.
Альтернативные средства разработки, вообще не могут считаться угрозой, так как они только привлекают разработчиков на платформу, увеличивая ее популярность.
Так что это такое мы увидели от Стива Йегга? Где хоть какие-то аргументы, кроме набрасывания, в стиле ужос-ужос мы-все-умрем?
А Вы, случаем, статьи собственные не пишите на подобные темы? Было бы очень интересно почитать.
Нет. Проблемы со связностью речи на объемах превышающих пару-тройку абзацев.
Надо расширять оперативную память))) Это очевидно же)
Кошелек Миллера. Очевидно же)))
Тогда поможет ПЗУ в виде вордовского дока))
Не помогает)) Тогда упираюсь в цикломатическую сложность их связей. Если это то если это и это, но не это, тогда…)))
Просто не мое. Нужен строгий внешний верификатор в виде компилятора и тестов.
Очень жаль. Если вдруг соберётесь, дайте знать 🙂
А что им (Fortnite) мешает сделать бесплатную демо-версию приложения и запустить его в Google Market, а уже в самом приложении реализовать покупку полной версии через мобильный сайт, опять таки в обход магазина Google?