17 марта 2019
Беседка №231. Всемирной паутине — 30
Илья Субботин
«Отец» интернета размышляет о том, как его творение преобразило мир…
Оригинальный материал, автор — Тим Бернерс-Ли
Сегодня, спустя 30 лет после моего предложения о создании системы управления информацией, половина мира – в сети. Пришло время вспомнить и отметить пройденный путь, но также предоставляется возможность подумать о том, насколько далеко нам ещё придётся зайти.
Веб превратился в оживлённую площадь, библиотеку, кабинет врача, магазин, школу, дизайн-студию, офис, кинотеатр, банк и многое другое. Конечно. С каждой новой функциональностью, каждым новым веб-сайтом растёт разрыв между теми, кто в сети и кто нет, что делает доступность интернета для всех первоочередной задачей.
И хоть всемирная сеть создала массу возможностей, обеспечила способ самовыражения для ущемлённых в правах и сделала нашу жизнь проще, она также дала простор действиям мошенников, позволила распространяться ненависти и облегчила совершение различного рода преступлений.
На фоне новостных материалов о том, как веб используется во зло, можно понять, что многие люди боятся и не верят, что сеть на самом деле является силой добра. С учётом того, как веб изменился за последние 30 лет, предположение о том, что в последующие три декады веб не изменится к лучшему, выглядит крайне скучным и пропитанным пораженческими настроениями. Если мы откажемся от идеи создания лучшей всемирной паутины сейчас, то мы подведём её, а не наоборот.
Для решения любой проблемы мы должны чётко описать и понять её. Не вдаваясь в детали, я вижу три основных источника проблем, влияющих на сегодняшний интернет:
- Намеренный злой умысел, например, поддерживаемые на государственном уровне взломы и атаки, преступное поведение и оскорбления в сети.
- Системное проектирование, которое создаёт ложные стимулы и приносит в жертву ценность пользователя, например, основанные на рекламе модели получения прибыли, которые коммерчески поддерживают кликбейт и вирусное распространение дезинформации.
- Ненамеренные негативные последствия великодушия, к чему можно отнести агрессивный и поляризованный характер сетевого дискурса.
Хоть первую категорию и невозможно искоренить полностью, мы можем создать и законы, и кодекс для максимального ограничения подобного поведения, как мы всегда поступали вне сети. Вторая категория проблем требует от нас перестроить системы так, чтобы изменились стимулы, которые они вызывают у пользователей. Наконец, последний пункт требует от нас исследований для понимания существующих систем и моделирования возможных новых или корректирования уже имеющихся.
Нельзя обвинять отдельно взятое государство, социальную сеть или человеческий дух в целом. Банальное описание проблемы просто растратит нашу энергию впустую по мере того, как мы будем искать симптомы проблем, а не акцентироваться на причинах. И для правильного решения проблемы мы как глобальное веб-сообщество должны сплотиться.
В поворотные моменты истории предыдущие поколения активизировались и работали сообща на благо светлого будущего. Всеобщая декларация прав человека позволила различным группам людей сойтись на общих принципах. Международное морское право и договор о космосе позволили сохранить новые границы на общее благо. И теперь, когда веб меняет наш мир, мы несём ответственность за то, чтобы всемирная паутина была признана правом человека и создавалась на пользу обществу. Поэтому Web Foundation работает с правительствами, компаниями и отдельно взятыми гражданами для создания нового договора о веб-пространстве.
Этот договор был заключен в рамках веб-саммита в Лиссабоне и объединил группу людей, которые пришли к общему мнению о необходимости установить чёткие нормы, законы и стандарты, которые стали бы фундаментом для интернета. Выступающие в поддержку этого продвигают базовые принципы и разрабатывают особые положения в каждой области. Любой вклад приветствуется, никто не должен делать работу в одиночестве. В разработке проекта договора принимают участие правительства, компании и граждане, мы надеемся получить результат уже в этом году.
Правительства должны переосмыслить законы и регулятивные нормы в контексте цифровой эпохи. Они должны убедиться, что рынки остаются конкурентоспособными, инновационными и открытыми. И они несут ответственность за защиту сетевых прав и свобод народа. Нам нужны надёжные защитники внутри правительства – гражданские служащие и выбранные официальные лица, которые будут действовать в том случае, когда интересы частного сектора угрожают благу общества, и которые будут бороться за защиту открытого интернета.
Компании должны приложить больше усилий и сделать так, чтобы их краткосрочная прибыль не была в ущерб человеческих прав, демократии, научных фактов или общественной безопасности. Платформы и продукты должны создаваться с акцентом на приватность, безопасность и многопрофильность. В этом году мы уже смогли увидеть, как многие работники индустрии выступили с требованием улучшить процесс ведения дел. Нужно поощрять такие начинания.
И, что самое важное, граждане должны призывать компании и правительства к ответственности за взятые ими на себя обязательства и требовать уважения к всемирной паутине как к глобальному сообществу, состоящему из людей. Если мы не изберём защищающих идею свободного и открытого интернета политиков, если мы не сыграем свою роль в поддержке конструктивного сетевого обсуждения, если мы продолжим давать согласие на использование информации, не требуя защиты своих прав на неё, то мы просто уйдём от ответственности, которая требует от нас поставить эти вопросы в приоритет обсуждения для наших правительств.
Битва за веб является одним из самых важных моментов нашего времени. Сегодня в сети находится половина мира. Как никогда срочно нужно убедиться, что вторая половина не будет забыта и что все будут стремиться к сети, которая будет нести равенство, благоприятные перспективы и возможность творить.
Договор об интернете должен стать не списком быстрых исправлений, а процессом, который сигнализирует о сдвиге в нашем понимании взаимоотношений с онлайн-сообществом. Он должен быть достаточно понятным, чтобы служить своего рода путеводной звездой, освещающей дорогу в будущее, но и достаточно гибким, чтобы адаптироваться к быстрому развитию технологий. Это – наше путешествие из цифровой юности к более зрелому, ответственному и социально связному будущему.
Веб – для всех, и мы коллективно способны изменить его. Это будет нелегко. Но если мы будем много работать, то в итоге получим нужный нам интернет.
Оригинальный материал, автор — Тим Бернерс-Ли
Сложно недооценить влияние появления интернета на нас, но, с другой стороны, его появление не разделило жизнь на «до» и «после». По крайней мере, так могут говорить те, кто знал, каково это — жить без доступа к мировой всемирной паутине. Конечно, поколение, которое следует за нами, быстрее всё схватывает и учится использовать инновации для своих нужд, этого не отнять. Но увидят ли они ту же эволюцию, свидетелями которой стали люди-ровесники интернета? Узнаем через 30 лет.
Но сегодня перед интернетом стоят всё те же вызовы: приватность и прозрачность, сетевое проявление агрессии и экстремизма, толерантность и конструктивный диалог. И эта ответственность — именно на наших плечах.
Статья пафосная, но водянистая, и в ней слишком много «мы».
И «должны». Правительства должны. Компании должны. Продукты должны. И откуда у них этот долг взялся?
Кто такие «дискурсы»? Я что-то не впилил. Это русский?
Да, есть такое слово: ru(.)wikipedia(.)org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81
В целом тут применим следущий вариант: «Уже к концу 1980-х гг. под дискурсом начинают понимать сложное коммуникативное явление, сложную систему иерархии знаний, включающую, кроме текста, экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.) как идеологические установки, учёт которых необходим для понимания текста».
Эх, молодость. Помню как в школе за рефератами в библиотеку ходили, про сотовую связь тогда никто и знать не знал. А первый интернет не через телефонную линию только подключение стоило 15000!!! и это в те далекие годы.
Сейчас все сильно проще, всю информацию можно найти за 5 минут, на детей можно вешать GPS трекеры, интернет стоит копейки, а дети даже не представляют, как это жить без интернета и гаджетов.
Мой первый коннект с интернетом был на скорости 33600 bps, потом пошли уже 56k модемы. Как сейчас помню страница грузилась минут 5.
мой первый модем был вроде бы на 2024bps, в виде ISA платы расширения, вот там, действительно страницы грузились по 5 минут.
пришлось его поставить одному товарищу (богоизбранной нации), который интернет подключил, а модем из-за жадности не купил.
на 2400 бод, наверное.
сам с такого же начинал.
возможно «чисто юридически» он и проходил как 2400.
на мне еще тогда пришлось быть в удивленном состоянии из за маркировки «2024»
А бибиэски через телнет помнишь? там надо было скачать текстовый файл, потом добавить в нем свой пост, загрузить обратно и так общались, так сказать первый онлайн чат.
Равенство, ага конечно
Вот почему на картинке с руками мошенника именно iMac?
Это заговор Муртазина против Apple. Однозначно.
причем руки не здорово синие — они хотят задушить потребителя?
а типичный пользователь неважно покраснел — неужто порно смотрел, или кликбейтную вирусную рекламу для получения сиеминутной прибыли корпорациями?
С чего это вдруг Вы там увидели iMac? iRU, Onda, HP и другие А-бренды негодуют! 🙂 https://uploads.disquscdn.com/images/0dbd9f99d216adbb62ec90a0231c29698fba899e8aeb07b333dd3750b4ded077.jpg
Так веб или интернет? Это все-таки не синонимы.
сложно принять сей меморандум.
очень похоже на ежегодные отчеты президента госдуме — пафоса много, реального выполнения ноль.
>Битва за веб
это призывы к митингам, что ли, или к свержению власти?
>Правительства должны переосмыслить законы….
>Компании должны приложить больше усилий….
>Граждане должны призывать компании и правительства к ответственности….
с какого это перепуга кто то что то ему должен?
Ну если прочесть внимательно, то станет ясно, что не ему лично должны, а правительства и компании должны своим гражданам и клиентам. А под «граждане должны» имеется ввиду, что и общество, обычные люди тоже не должны оставаться в стороне, сложа руки, если хотят изменить интернет в лучшему, удалить или минимизировать те недостатки, которые он щас имеет.
Замените слово «интернет», на любое другое — достойная жизнь, справедливое государство, культурное общество, и прочее, и прочее, — ничего не изменится. Т.е. донельзя обобщенные громкие слова.
Предлагаете совсем об этом молчать? Т.е., совсем не затрагивать данную тему? Пустить на самотёк?