30 июня 2019
Беседка №246. Интернет и «тёмный лес», часть 2
Илья Субботин
Как соотнести личность реальную и цифровую? Важно ли быть собой в сети? Об этом — в продолжении темы про публичный и непубличный интернет…
Оригинальный материал, автор — Янси Стриклер
Не так давно я писал о теории «тёмного леса» применимо к всемирной сети. Я использовал эту теорию для того, чтобы объяснить причины, по которым мы боимся сетевой публичности и что в результате мы можем потерять.
Я впервые связал эту теорию с интернетом недавно, в начале года, когда меня посетила необычная мысль: я знал, как быть собой в реальной жизни, но по части моей сетевой личности я был в замешательстве. В «реальности» мне сорок лет, и я относительно уверен в себе. Если бы мы с вами оказались на соседних местах в самолёте, то вполне неплохо бы пообщались.
Но в сети я веду себя словно подросток, отчаянно пытающийся найти себя и определиться как личность, вываливающий в сеть кучу бестолковых восклицательных знаков и зачастую неуместные и слишком пространные объяснения. Зачастую я слишком напряжён, чтобы быть интересным собеседником или просто быть собой.
Предисловие к теории
Но так было не всегда, особенно когда я пользовался интернетом в девяностых, на самом деле являясь подростком, и уже в совершеннолетнем возрасте в нулевых. Я ежедневно писал в блок. Форумы были инструментом проверки теорий и обсуждения идей. Сообщества были настолько тесными, что все друг друга знали, но при этом довольно большими для плюрализма мнений и продуктивного диалога. Вы могли с жаром спорить с кем-либо в теме про политику и при этом столь же страстно соглашаться с тем же пользователем в обсуждении сиквелов к фильму в другой ветке форума.
Тогда я мог без проблем быть собой в сети. Но сейчас всё по-другому.
Большая часть того, что изменилось – во мне. Я стал старше и опытнее. Но изменился не только я, но и интернет. Он эволюционировал из среды для безобидных экспериментов в платформу первостепенного значения. С ростом числа случаев преследований и унижений в сети интернет стал опасен с позиции эмоционального и физического благополучия, а также сохранения положительной репутации. Он превратился в тот самый «тёмный лес». Кажущиеся безобидными наши цифровые улики превратились в «вещдоки», которые могут быть и будут использованы против нас. В целях собственной безопасности мы воспользовались своим правом на молчание и переместились в сетевое подполье.
В научно-фантастической трилогии «Задача трёх тел» её автор Лю Цысинь помимо всего прочего предлагает решение проблемы «тёмного леса», и имя ей – «тёмное поле». Это устройство снижает скорость света, создавая вокруг планеты или галактики невидимую вуаль. «Тёмное поле» не впускает и не выпускает ничего в рамках своих границ. Безопасность посредством лишения себя космической свободы.
Рассылки по электронной почте и группы в Slack как примеры «тёмного леса» не настолько бескомпромиссны, как «тёмные поля» автора упомянутой книги. Да, они вроде бы «вне радаров», но не полностью. Современные эквиваленты «тёмного поля» это использование Mastodon или помещение смартфона в морозилку или тайное хранилище. Немногие сейчас настолько фанатичны по отношению к своим цифровым привычкам. Но когда дело доходит до проявления своей личности в сети, мы больше напоминаем планеты в непробиваемой оболочке, как бы мы ни хотели с этим поспорить.
За пределами «тёмного леса»
Когда я осознал, что утратил понимание того, как вести себя в сети, моей первой реакцией была мысль «Да кому какое дело? Всем всё равно, это же интернет». Но чем больше я думал об этом, то тем очевиднее для меня становилась значимость вопроса. Чрезвычайно важно осознавать и принимать себя как личность. Так почему же в интернете нужно вести себя иначе? Поняв, что моя онлайн-личность почти не проявляет себя, я решил заново научиться быть собой в сети.
Я начал с простых упражнений. На протяжении недели я дважды в день писал в Twitter, хотя обычно я это делаю раз в месяц. Я не пытался никого впечатлить или быть крутым. Я был собой и делился тем, о чем на самом деле думаю, утром и вечером. Я писал о воспитании детей, покупках продуктов, политике, книгах и баскетболе. Результаты были по большей части тривиальными, в них не было ничего революционного, и в этом и был смысл. Я не пытался выделиться, а практиковался в том, чтобы быть собой. Регулярность публикаций позволила перестать волноваться и отточить свой сетевой голос.
Следующим шагом в цифровом самопринятии была попытка делиться с общедоступным интернетом своей личностью из «тёмного леса». Я отправил последнее письмо на тему «тёмного леса» и потом разместил его в Medium, чего я обычно не делаю. Я не ждал какого-то ответа, но всё равно нервничал. И затем совершенно неожиданно статья разлетелась по всему интернету, за две недели её прочитало более 130 000 человек.
Теория задела за живое, и это неудивительно: многим из нас непросто быть собой в сети. За пределами частных каналов мы осторожны и не хотим показывать себя. Но в то же время мы осознаём минусы такой изоляции. И «тёмный лес» вполне может стать «тёмным полем», в котором почти не будет связи или влияния на внешний мир.
Эксперимент продолжается, но более сложный на практике, чем в теории, ответ на вопрос кроется в том, чтобы стараться быть собой в любом контексте и проявлять себя в той среде, где вы находитесь. Нельзя рыскать по тёмным уголкам интернета и надеяться на лучшее. Чтобы улучшать и позитивно влиять на сообщества и культуру, частью которых мы являемся, нужно активно участвовать в их жизни. Как я уже писал, «боулинг-клуб» формируется теми, кто его посещает.
Оригинальный материал, автор — Янси Стриклер
Я сознательно опустил пассаж с политическим подтекстом, не люблю подобные рассуждения и не считаю АМР местом для подобных дебатов. Тем не менее, если интернет-технологи используют профили вроде бы обычных пользователей как инструмент для управления массовым сознательным и бессознательным, значит, каждый из нас важен, как в реальности, так и в сети.
Моя позиция по отношению к цифровому проявлению своей личности довольно похожа с описанной автором. Я не так часто пишу о чём-то личном, а если и пишу, то для сотни подписчиков в Twitter или нескольких десятков активных пользователей Facebook из числа добавленных в друзьях. В том же описании моего профиля в Twitter стоит метка «ничего личного», что как бы намекает, что я как пользователь не очень хочу выходить из своего «тёмного леса». Да, он существует в виде маленького блога в безвестном уголке Рунета. И пока что там тоже тишина, основная деятельность перешла в реальность.
Я всегда избегал медийности, видимо, такой характер, и такое положение дел по большей части устраивает. И я знаю, что таких, как я, немало, и это зачастую довольно интересные и умные люди. Но, может, на самом деле пора выйти из сумрака? Может, на самом деле активность приведёт к позитивным изменениям вокруг?
На работе, дома, на вечеринке, в сети — я везде разный. Но в целом, это я. Цельный. Автор стал вести себя осмотрительнее? Нормально. Стал меньше общаться в сети? И что? В чем вред, чтобы это менять? Зачем человеку заставлять себя быть публичным? Причем публичным о личном?
Не понимаю я этих статей об эмоциях. Видно они там привыкли изливать себя у психологов, поэтому делают из сети этакую терапию. Нам чуждую.
Да, вот я пытался понять, о чем же хотел поведать автор оригинального текста. Смысла так и не понял, но вот этот тезис, что это просто излитое сумбурное в сеть вместо личного психолога — многое объясняет.
Интересно, что сейчас у подростков нередко проблема ровно наоборот. Неуютно себя чувствуют в реальном общении и абсолютно комфортно и расковано в инете.
Думаю, это не только подростковая проблема.Реальный мир может быть довольно сложен и для людей постарше, которые находят отдушину для себя в сетевом общении.
Уточню. ИТ это часть реального мира. Все эти гаджеты, личные кабинеты, интерактивное телевидение, банкоматы и прочее, для людей постарше делают реальный мир однозначно сложным. Только нет у них отдушины в сети. Она тоже сложна.
Конфликт, напряженность и недопонимание между отцами и детьми вышли на новый уровень.
В мире, где безобидный, казалось бы, пост в сети может стать поводом для увольнения а, в некоторых странах, ещё и для лишения свободы? Причём и через много лет.
В реальном мире разве иначе? Ущипнувший даму за попку много лет назад, которого сейчас судят за харассмент или как там его, мог тогда и не подозревать о существовании интернета.
Несколько всё же иначе. В реале круг, что может подать в суд, более ограничен, а в сети тебя может засадить вообще любая *не могу подобрать цензурное слово*.
Как всегда, ссылка на статью битая, а просить исправить бесполезно, судя по прошлому опыту. А статья откровенно хайповая, для раскрутки бизнеса автора.
Там две одинаковые ссылки, в начале и в конце статьи. Которая в начале — рабочая, в ссылке в конце, похоже, просто забыли добавить «потроха» линка. Можете меня не благодарить, пользуйтесь на здоровье! ))
Читаю такие опусы и понимаю как скучно живу. Вот это у людей проблемы.
Ну и какой позитив в мире детей
Я то считаю, что мне не надо в него входить. У меня тут светло и тепло. А если у кого-то «тёмный лес» в голове — в твиттер, или куда там еще можно.
оригинал:
I blogged every day.
перевод:
Я ежедневно писал в блок.
Epigraph: Every day I’m shufflin
Bob: What’s going on? What is this music?
Fred: I dunno man, but every day im shufflin.
Every day! Sh sh sh sh sh
В этом аккаунте для комментариев могу могу выдвать все свои мысли без самомодерации, поэтому иногда что-нибудь не то «ляпну». Но голову всё-таки стараюсь задействовать 🙂 В остальных соцсетях не скрываю своего имени и если что-нибудь пишу, то только то, за что мне потом не будет стыдно. Нет, я не хочу казаться лучше, просто стараюсь быть взвешенным и не «обидеть чьи-либо чувства». В результате из 10 комментариев/постов до публикации доходит только один-два. А с Hochuha можно и 4-5 из 10 😀