23 апреля 2021

«Фотофорум-2021»: впечатления от посещения

Выставочное пространство сильно сузилось за последнее время, и открывшаяся в «Крокус Экспо» выставка «Фотофорум-2021» демонстрирует стремление организаторов подобных мероприятий вдохнуть жизнь в выставочную деятельность, ведь в прошлом пандемийном году выставка не проводилась, а желание сделать тематическую выставку, посвящённую фототехнике, сохранилось. Надо отметить, что «Фотофорум-2021» – это единственное за последний год очное выставочное мероприятие на европейском пространстве. После информации о кончине легендарной кёльнской Photokina и сообщении её организаторов об отказе от дальнейшего проведения выставки казалось, что российские организаторы пойдут по такому же пути, но похоже, что владельцы выставочной недвижимости не готовы отказаться от стремления хотя бы немного компенсировать свои потери за время долгого пандемийного простоя и будут организовывать такие мероприятия вопреки тенденциям на рынке фототехники и повсеместному переходу презентационных мероприятий в онлайн-формат.

Надо сказать, что автору, которому доводилось неоднократно бывать на выставке Photokina и помнящему «Фотофорумы» прошлых лет, наблюдать нынешний формат выставки без сожаления было трудно. Фактически на нынешнем «Фотофоруме» из лидеров рынка как самостоятельный игрок присутствует только компания Sony, да и её стенд сжался в разы по сравнению со стендами прошлых лет, а в сравнении с Photokina и вовсе выглядит игрушечным.

Но, похоже, нынешняя выставка полностью отражает ситуацию в отрасли. Продажи всех сегментов фототехники катастрофически падают уже долгое время, благодаря все большему давлению со стороны рынка смартфонов, где качество фотографий демонстрирует последовательное улучшение, и мы можем наблюдать появление на рынке моделей смартфонов, оборудованных фотомодулями, состоящими из 3-5 датчиков изображений. Некоторые из них обеспечивают разрешение до 108 МП с потенциалом роста до 200 МП. Помимо давления со стороны смартфонов, значительный удар по рынку фототехники также нанесла пандемия коронавируса, прежде всего заблокировав туристическую сферу, которая генерила большой потребительский трафик для рынка фототехники. Нарушение производственных цепочек и снижение доходов потребителей добавили свою ложку дёгтя в падение рынка.

По данным ассоциации производителей фототехники CIPA, в которую входят Sony, Canon, Nikon, Fujifilm, Olympus, Panasonic, Ricoh и ещё ряд компаний, даже в предпраздничном декабре прошедшего года продажи фотокамер и объективов снизились на 20% по сравнению с результатами 2019 года и эта тенденция сохраняется.

Поэтому в нынешней выставке и не участвуют компании Nikon и Canon, а их камеры представляют дистрибьюторы, выступающие на выставке со скромными стендами.  Ещё несколько лет назад в числе участников «Фотофорума» было заявлено более тысячи компаний. В нынешней выставке участвуют, по данным организаторов, всего 80+ экспонентов.  Скромный формат выставки ощущается сразу с момента попадания в выставочный павильон, где на входе в момент открытия первого выставочного дня в 10 утра было всего три-четыре десятка человек.

Не способствует ажиотажу и цена для посетителей, заявленная на уровне 1 600 рублей. Справедливости ради стоит сказать, что за несколько дней до выставки организаторы предлагали посетителям приобрести билеты онлайн за 800 рублей, но с момента её начала такая возможность была закрыта.

Среди действительно интересных для посетителей выставки технических экспонатов сильно выделяется Sony, которая привезла на выставку свою топовую беззеркальную камеру Sony A1. Возможность покрутить в руках и сделать несколько снимков камерой стоимостью 500 000 рублей  греет душу любителям качественной фотосъёмки. Хотя, к сожалению, такие инструменты все больше становятся уделом настоящих профессионалов, которые могут оправдать покупку камеры и пары подходящих к ней объективов за 1 000 000 рублей.  Сжатие выставки отражает и отсутствие сервисного павильона, который даже на предыдущем «Фотофоруме» в 2019 году радовал возможностью провести бесплатную чистку своей камеры Sony во время осмотра основной выставочной экспозиции, а до этого был визитной карточкой компании Sony в течение многих лет.

Удивил стенд российского производителя оптики и классической фототехники, бренда Zenit, на стенде которого была представлена камера «Зенит М» с  объективом «Зенитар», не сильно уступающая по цене флагманам рынка и предлагаемая к покупке  за скромные 470 000 рублей.

Интересно наблюдать за тем, что на выставке, посвящённой фототехнике, многие из посетителей вели съёмку выставочных стендов с использованием смартфона и стабилизатора, а зачастую и просто смартфона. Этот момент тоже отражает изменения на рынке и многое говорит о будущем классической фотографии.

По оценке нескольких посетителей из профессиональной среды, на посещение мероприятия в его текущем виде достаточно потратить один час времени. Похоже, эпоха грандиозных фотографических мероприятий проходит безвозвратно. И выставка держится только на энтузиазме старых игроков как среди дистрибьюторов, так и среди производителей техники и фотоаксессуаров, число которых также резко сократилось. Даже китайские производители фотоаксессуаров, штативов, фотосумок и рюкзаков были представлены всего несколькими скромными стендами или в составе стендов онлайн-продавцов, которые уже давно играют на российском рынке. Похоже, интерес китайских компаний к российскому фотографическому рынку также сильно ослаб.

Возможно, после окончания пандемии рынок воспрянет и в следующем году мы увидим на «Фотофоруме-2022» большее количество участников и посетителей. Для этого нужно будет подождать ещё год, а пока поделитесь своими планами, готовы ли вы потратить пару-тройку часов и 1 600 рублей, чтобы съездить в «Крокус» на «Фотофорум-2021». Если да, то учитывайте, что выставка продлится до субботы включительно.

Читайте также

56 комментариев на «“«Фотофорум-2021»: впечатления от посещения”»

  1. На Фотофорум я ходил с 2003 года. Последний раз там был в 2010 году.
    В период до камерофонов было интересно. Сейчас выставка исключительно для ценителей фотографии и тех, кто выбирает особенный фотоаппарат. Все дело в том, что мобильная фотография стала насколько крута, что вытеснила любительское фото. Я сам еще лет 5 назад ездил в отпуск с зеркалкой с несколькими объективами. Сейчас фотоаппарат только для съемки гаджетов для сайта. И то не всегда 🙂

    • То же самое. Беру с собой карманный гиперзум от Кэнон в пару к смартфону и снимаю. Для инсты норм.
      А вот для стоков приходится таскать зеркалку. Благо Кэнон 200Д совсем невесомый + пара «блинчиков»-фиксов. Красота!

    • Lecron:

      Небольшие уточнения.

      а) крута, если качество снимков присутствует в требованиях при выборе девайса. Если же нет и всего прочего достаточно от смартфона дешевле $200-250, риск получить «не круто» довольно высок.

      б) вытеснила не только из-за роста крутости мобильной, но и из-за почивания на лаврах производителей дискретных камер последние пару десятилетий. Развивайся они это время, хотя бы в половину от «мобильных», да даже хотя бы в четверть, затрудняюсь представить качество кадров нынешней гипотетической 3х zoom мыльницы за $200-250.

    • duott:

      \Сейчас выставка исключительно для ценителей фотографии
      Ну так… да. Фотофорум — это выставка для любителей и профессионалов фотографии.

    • Anton Petrusevich:

      Способ как получить исключительное качество на смартфоне: с камеры снимается картинка и ищется похожая по фотобанкам, сгружается. Качество обалдеть.

    • Kairo:

      Ездил в отпуск на днях. Брал с собой кроп Фуджи и Самс С20. Снимал и тем и тем. Смарт удобен в первую очередь наличием сверхширика, но в плане фото, к сожалению сильно еще уступает камере. Даже в Инсте, в большинстве случаев видна разница.

  2. Иван Иванов:

    «ДистрибЬЮтор», а не «дистрибУтор»!
    http://gramota.ru/slovari/dic/?word=дистрибьютор&all=x

  3. Barster:

    Исключительная статья, на всем протяжении — повторение одного рефрена «фототехника умирает от смартфонов». Менее информативного обзора я не помню.

    • Иван Петров:

      +1
      вроде бы впечатления от выставки, а не от отрасли в целом. Уделили один абзац объяснению того, почему выставка в опе, и ладно
      Можно было б хотя бы перечислить основные стенды. Сони, Зенит и все? Еще каких-то китайцев упомянули, без уточнения конкретных компаний. Это все, что можно рассказать о выставке с 80 стендами?

      • Lecron:

        Можно было бы отметить что Зенит в кои-то веки обновляет объективы собственного производтсва и выпускает в продажу 4 штуки сразу после окончания выставки.

  4. romanlt:

    Почему все производители фотокамер — японцы?
    Ах нет, Лейка …

  5. А еще фотографию вытесняет видео. Раньше на одну видеосъемку у меня приходилось 4-5 фотосъемок, а сейчас соотношение уже 1:1!
    (даже для каталожки стали видео снимать)))

  6. Sergei Pikulin:

    Как мне кажется, проблема не только в стагнации отрасли как таковой, а ещё и в нашей российской специфике, наблюдаю это и в паре других отраслей, в которых выставки зачахли.
    Если ты профи, который хочет посмотреть на новинки чего-то дорогого и крутого, то это только европейские/американские мероприятия, где ты действительно пощупаешь ручками новое Профото, Бриз, или Арку свисс, пообщаешься с их менеджерами, узнаешь тонкости и даже возможно сможешь обсудить покупку.
    У нас же тебя ждёт ассортимент не сильно отличающийся от соседнего фотомагазина, плюс толкучка, практическая невозможность поговорить с менеджерами со стороны компании, тебе дадут визитку и пригласят в офис после выставки скорее всего. После этого возникает вопрос, а зачем тратить время на посещение этого.
    С точки зрения любителя, тоже не всё хорошо. Лет 15 назад фотофорум был прям эталонным раем для «школьников с зеркалкой»- тут тебе и конкурсы с почти гарантированными призами, и полуголых моделей можно поснимать на топовую зеркалку, на которую ты не накопишь с завтраков, и атмосфера праздника. Сейчас же всё серенько, стендов меньше, промо меньше, да и опять таки, ничего уникального не будет- многое из того что показывают можно пощупать в магазине либо уже, либо через месяц-другой.

  7. duott:

    С фотоотраслью всё хорошо — исчезли люди с «зеркалками начального уровня и китовым объективом», остались энтузиасты и профи, как и во времена плёночной фотографии. Это заставляет производителей меньше страдать фигней и больше ориентироваться на запросы реальных фотографов.

    Обзор совершенно неинформативный, опять «бла бла смартфоны». Что показывали-то? Упомянуто 80 стендов, где обзор, что там было?

    • Lecron:

      Какие запросы реальных фотографов они игнорировали? И вообще, какие у них запросы? Взять те же мегапиксели. Пару раз слышал склоку профи с 20-летним стажем по этому поводу. Один спокойно подберет объектив и использует всю площадь матрицы, другой говорит что просто не успевает, что ему важнее поймать момент. И ведь оба правы. Боюсь с остальными запросами дела аналогичны.

    • Lecron:

      И да, во времена пленки, порогом входа в когорту энтузиастов были навыки. При этом они вполне успешно бегали с начальными зеркалками с китовыми объективами и даже того меньше. Сейчас же, по вашему, радует что порогом входа является только цена оборудования. Странно как-то.

      • duott:

        Это и сейчас про навыки. Человек, который не желает ни в чем разбираться, на современную ФФ-камеру результат получит хуже, чем на смартфон (как примерно и получается у обзорщиков с mobile-review, которые потом пишут, что «смартфон снимает лучше камеры»).

        • Lecron:

          Значит вы криво выразили мысль. Она читается так: исчезли начальные с китом -> остались энтузиасты. То есть «начальные с китом» к энтузиастам не причисляются.

    • Sergei Pikulin:

      На энтузиастах и проффи далеко не уедешь, тем боле что тенденция уходить с рынка уже наметилась, привет Олимпус.
      С одной стороны меня не может не радовать, что распостранённых систем становится меньше и мне надо иметь меньше переходников, адаптеров и привыкать к чему-то новому, с другой стороны, развитие на фоне таких процессов замедляется, рынок очень активно сегментируется и монополизируется с известными последствиями.

      • duott:

        А куда-то «далеко ехать» и не надо, с матрицами, АФ и прочими базовыми технологиями всё уже в полном порядке, надо допиливать софт, делать более удобные тушки и прочие улучшения, которые реально нужны фотографам, а не маркетологам.

        • Lecron:

          Нужна недорогая камера компакт, вдвое дешевле «начальной с китом», с качеством кадра видимо превышающем флагманские смарты. Благо технологии и размеры позволяют. Но! Этого не будет! Иначе продажи зеркалок, хоть как-то приносящих доход, вообще рухнут. Производители попали между двух огней. И делать нельзя, и не делать нельзя. Но «не делать» как-то проще 🙂

          • ledler:

            Продажи зеркалок уже давно рухнули. Никому не нужна технология 20-х годов в 2021 году.
            Про бюджетные камеры забудьте, не будет их.
            А если откинуть вопрос стоимости, то компактов на рынке просто завались: Ricoh GR3, Fuji X100v, Canon G7x Mark II, Olympus Pen-F, и т.д. и т.п.

    • kotiavs:

      Люди с зеркалками начального уровня и китовым объективом вливали деньги в производителей. За эти деньги проводились обновления техники, выкатывались новые фичи, обновлялся софт. Как с фармой — зарабатываем на фуфломицинах, тратим на разработку хороших лекарств.
      Без любителей производители неизбежно сократят штат, обновления будут выходить медленнее, срок жизни текущих моделей вырастет лет до 10 и больше, и они, вполне вероятно, выйдут уже устаревшими. Между лейкой м3 и м7 прошло 50 лет например

      • duott:

        А они каждый год новые и не нужны. Всё «внутренние» технологии у A7III например уже в порядке, осталось сделать нормальный корпус и экран + поддерживать обновлениями прошивки.

        • kotiavs:

          про «каждый год» речи не шло и в золотой век — это не смартфоны. но теперь сроки будут затянуты еще больше. Больше сроки — значит еще меньше заработка для производителя. На какие деньги ему жить 5-7 лет между выходами моделей в то время как производительность смартфонов и компьютеров удваивается?
          На 2018 год может технологии были и в порядке, но на скачок вычислительной фотографии в последние годы им ответить уже нечем. Вид кадра «навел-снял» с фулфрейма без рав обработки зачастую хуже аналогичного со смартфона, вы скажете «так профи это знают и по умолчанию обрабатывают снимки», но пленочное фото умерло именно потому что требовало больше времени для получения кадра. За быстрым кадром будущее, в том числе у профи. Красивое пенальти на финале чемпионата мира должно быть на сайтах через секунду после пенальти а не на следующий день в газете

          • duott:

            Производительность смартфонов и компьютеров (обычных ПК/ноутбуков, не суперкомпьютеров) тоже давно не «удваивается» каждый год. Это зрелые рынки, и рынок фототехники теперь тоже.

            Топовый компьютер и через 5 лет спокойно запускает все игры (и через 10 лет на самом деле тянет их на низких настройках), в смартфонах давно ничего не тормозит.

            Про вычислительную фотографию — это миф. Для съемки «через секунду на сайте» используется всё же внутрикамерный JPG, и JPG, снятый с бровки фотографом с ФФ-камерой и телеобъективом будет разительно отличаться от JPG с телефона (хорошо, если там вообще будет видно футболиста, не говоря уж про мяч).
            Вычислительная фотография позволяет чуть-чуть дорисовать детали и комбинировать статичные снимки для повышения качества, но проблемы с ISO и ДД крошечной матрицы в динамичных сюжетах не решает никак.

            • kotiavs:

              я не писал про удвоение каждый год, я писал про удвоение за 5-7 лет.

              Геншин сейчас тормозит даже на 888 снапе. Для запуска на ПК ААА игры в нормальном разрешении нужна топовая видеокарта последнего поколения.

              Не миф, почитайте хоть статью Вастрика. Даже без дорисовывания и нейросетей там хватает технологий и для ДД и для шумов с аберрациями, которые практически не представлены в проф технике.

              Внутрикамерный джипег будет смотреться лучше на камере чем на смартфоне только в идеальных условиях. В сумерках, в искусственном свете уже нет — экспозицию придется вытягивать, ББ править вручную.

              Речи не шло о фотографировании футболиста на телефон, как и вообще про использование телефона профессионалами. всего лишь о том что РнД для проф камер нужен, так же как и деньги на него которых с уходом начинающих будет значительно меньше

  8. Сергей Буйнов:

    У самого дома пылится зеркала с объективами и ещё компакт с большой матрицей и светосильным объективом, который брал для того что бы всегда носить с собой на всякий случай. Теперь в основном все фотографирую на смартфон, фотоаппараты использую пару раз в году. Прошлым летом в отпуск брал только смартфон и не сильно пожалел об этом.

  9. Aleksei Martyniuk:

    Продал зеркалку Kodak slr/n с хорошим стеклом год назад и не жалею. Снимаю на Пиксель 4. На фликр или форум вполне достаточно. Но для души всё же хочу камеру, но плёночную с фиксом 1.2, чтобы изредка что то «высокохудожественное» снимать :))

    • Средний формат? )))
      Для души какой-нибудь Ricoh хорош! Дико неудобный, зато маленький и картинка закачаешься!

      • Aleksei Martyniuk:

        Неееее, узкую, 35. до СФ не дорос, аппараты громоздкие, 120-ая мало кадров, 220 искать, и дороже всё это для баловства

        • А какую хотите? Я вот тоже захотел! )))
          ФЭД и Зенит не предлагать ))

          • Aleksei Martyniuk:

            Nikon FE2 (для меня удобно, что снимает в приоритете диафрагмы, я этим режимом в 99% случаев и пользовался, есть выдержка 1/4000 что очень редко для плёночных, затвор ламельный титановый а не шторный тряпочный) + Nikon 55/1.2 ручной

            • Годная камера!
              А проявляться где будете? Даже интересно, можно ли купить реактивы сегодня? Фотоувеличитель-то у меня где-то на даче валяется! ))

              • Aleksei Martyniuk:

                Сам не собираюсь. В лаборатории. В какой надо отзывы изучать. Я не бегу покупать, взвешиваю и оцениваю. Но хочется.

      • Илья Смирнов:

        Сигму ДП тогда уж.

    • Михалыч:

      Я до сих пор снимаю на плёнку. В отпуск беру свой плёночный Pentax, покупаю пару плёнок (благо,,их ещё выпускают) и снимаю. Хоть и на смартфон — тоже.

  10. Владимир:

    зенит М до сих пор тягают свое детище по выставкам? камера Leica m240 образца 2012 года в обертке сделанной топором — это конечно позор.
    я не спорю, что leica m240 вполне неплохая камера, у самого такая же, так как они сейчас на авито продаются сравнительно недорого, да еще и в классическом проверенном временем и удобном корпусе, а не этом убожестве от made in krasnogorsk хоть постеснялись бы что ли. для тех, кто не в теме, представьте, что вам продавали бы смартфон вроде iphone 3gs (в то время такой был?) за огромные деньги и ПОЛНОСТЬЮ идентичен, но только в угловатой передней рамке. СТЫД! а про объектив 35 1.0 я вообще в голос смеюсь! китайцы вроде TT ARTISAN и им подобные делают и не такое чудо чудо за 500 долларов, но с лучшей картинкой.

  11. П.Н..:

    Когда-то говорили, что телевидение убьёт кино и театры. Но мы так и ходим в театры и смотрим кино. До сих пор рисуют портреты и пейзажи, не смотря на развитие фототехники. Лошади никуда не делись, не смотря на автомобили. Свечи жжём в век электричества. Фотография тоже не пропадёт.

    • Lecron:

      Смотря что считать за «не пропадет». Может «старая» Нокия, ВинФоны и граммофоны тоже не пропали? Или таки пропали?

      • П.Н..:

        Грамофоны работают (с электроникой и другими плюшками) — винил выпускают до сих пор.
        Пример с Нокией и ВинФонами не подходит — отдельные марки вымерли, но класс устройств остался.

        • Lecron:

          Не важно марки или устройства. Важно где граница. Потому что полностью вымершего наверное нет ничего. Кроме мамонтов 🙂 Находятся чудики изучающие мечный бой, строительство древними методами, под настроение пользующиеся граммофонами (именно, а не виниловыми вертушками!) и любая чудь. Поэтому повторю, важна граница, когда почти вымершее можно считать полностью вымершим.

          • Мамонтами, кстати, планируют, Якутию заселить. Клонированными, естественно. Настоящие то, точно вымерли.

  12. Илья Смирнов:

    Новые камеры в смартфонах с сенсором в 1″ добъют любительскую фототехнику окончательно. Впрочем может кто-нибудь додумается как печь дешёвые матрицы 6×6 на мегапуксель и настанет новая эра цифровой ломографии.

  13. iAndroid:

    Все равно получается стагнирующий рынок и это жаль.

    Но мобильная фотография на тех же пикселях очень хорошо выходит.

    Хотя на новых айфонах и самсунгах тоже может быть неплохо, но это дороже.

  14. Вассермон:

    Рынок слаб не из-за пандемии, а из-за тотального обнищания.

  15. Женя Старокожев:

    Ну и что тут такого. Просто любители пересели на смартфоны. А профи как сидели так и сидят на дорогих стеклах и камерах. Так же обновляя их время от времени.