12 марта 2017

Беседка №128. Конец перемирию

Станет ли 2017 год переломным в борьбе между Google и Samsung за рынок смартфонов?

Несмотря на то, что Google и Samsung долгое время разными способами пытались наладить сотрудничество, я почти не сомневаюсь, что в 2017 году два гиганта будут как никогда агрессивно соперничать друг с другом. Samsung действительно представляет угрозу разнообразию Android, а Google должна вмешаться в ситуацию и остановить «утечку» денег из экосистемы устройств, которая и без того приносит всё меньше дохода. Изыскания Samsung в носимой электронике, телевизорах и устройствах для «умного дома» также вызывают определённые опасения у Google, ведь Samsung уже показала, что умеет наращивать своё доминирование в смартфонах, так почему бы не поступить также и в этих областях?

Samsung и Google тесно сотрудничали со дня выпуска почти семь лет назад аппарата Galaxy S — первого Android-устройства, которое продавалось у всех четырёх крупных операторов связи США (были четыре версии с вариациями в названии и наборе функций) и которое можно поистине назвать началом господства Samsung на мировом рынке смартфонов. Продажи модели достигли уровня 25 миллионов штук, что на удивление много, например, в сравнении с примерно 40 миллионами iPhone, проданных в 2010 году. Поздние модели лишь улучшали показатели продаж: 40 миллионов SII, более 50 миллионов SIII, всё это позволило Samsung к началу 2014 года выйти на показатель 200 миллионов проданных устройств линейки S. В прошлом году на североамериканском рынке Galaxy S7 продавался даже лучше iPhone, пять лет назад подобная ситуация была абсолютно немыслимой.

По всему миру доля Samsung в продажах смартфонов составляет 21%. Результат по сравнению с прошлым годом не такой внушительный, но даже он в два раза превосходит аналогичные показатели других OEM-производителей Android-устройств и намного обогнал Apple. Еще более очевидным индикатором успеха является прибыль: корейская компания получает несравнимо больше прибыли от продажи Android-смартфонов, чем любой другой производитель. Samsung фактически является единственным производителем Android-смартфонов за пределами Китая, зарабатывающий что-то хотя бы похожее на деньги, практически все остальные производители (HTC, Sony, LG, TCL, Lenovo/Moto) по сути либо изо всех сил пытаются остаться на небольшом уровне доходности, либо планомерно теряют прибыль. Отдельные китайские производители, которые способны выйти на прибыль на своем рынке, получают лишь часть обычной для Samsung квартальной прибыли. Нужно учесть убытки третьего квартала 2016 года, постигшие Samsung в связи с Note 7 и понизившие положение компании в рейтингах, но нет сомнения в том, что компания отыграется.

Возможно, сложно заметить описанные тенденции, находясь в плену энтузиазма касаемо смартфонов. В конце концов, мы постоянно в курсе анонсов новых устройств от разных производителей и многие из нас с удовольствием бы перескакивали с одного бренда на другой лишь потому, что верят в то, что конкретный смартфон является лучшим сочетанием цены и качества. Но в населённом потребителями мире массового рынка Android-смартфоны находятся в опасной близости от превращения в монокультуру, особенно это касается сегмента флагманских устройств.

Да, мы можем упоминать LG, Motorola и HTC как конкурентов в контексте выпуска нового флагмана корейской компании, но в реальности они такими не являются, о чем говорят показатели поставленных устройств и прибыли компаний. В прошлом году количество поставленных смартфонов HTC 10 сопоставимо с 1-2% от всех проданных устройств Samsung S7. LG G5 вряд ли достиг более высоких результатов, как и Moto Z, чьи продажи начались лишь после обширной кампании со скидками и специальными предложениями на сам телефон и сопутствующие аксессуары Mods, причём цифра, скорее всего, охватывает все три смартфона серии Z.

Правда в том, что эти компании по-настоящему конкурируют c Samsung лишь в скучном и унылом мире бюджетных устройств и смартфонов среднего ценового диапазона, большинство которых продаётся в операторских точках продаж по всему миру. Есть ли вам дело до того, что лучше ли новый LG X Power 2 или Galaxy J7? Если есть, то это неплохо, но тема для обсуждения субъективно не самая интересная. Но именно в этих сегментах LG, HTC, Sony и компания на самом деле могут стоять в одном ряду с Samsung. Вернёмся в сегмент флагманов. Немного наивно полагать, что в 2017 году у LG G6 есть шанс превзойти Galaxy S8 в чем-то, кроме скорости предложения промо-скидок от операторов. Подходя критически к таким сравнениям, мы склонны приукрашивать, но на самом важном уровне – продаже устройств и получении прибыли – никто пока близко не подобрался к уровню Samsung, если не считать Apple.

Я до сих пор убеждён в том, что в этом кроется одна из причин запуска проекта Pixel. В нём Google явно играет на своих сильных сторонах: глубокой оптимизации ПО, AI, способности вести длительную и эффективную рекламную кампанию. И это, похоже, работает. Несмотря на разочаровывающие и затянувшиеся проблемы с котировками акций Alphabet, Google Pixel стремительно вышел на передний план как единственный телефон не от Apple или Samsung, который занимает особое положение на рынке смартфонов в США. Успех аппарата, кажется, стал сюрпризом и для самой Google, и я уверен, что это отразится в более агрессивной рекламной кампании и сотрудничеством с операторами в этом году.

Что касается премиального сегмента, то смартфоны в США до этого, по сути, выбирались с учетом двойственности на рынке: либо iPhone, либо Galaxy S. Аппараты Google Pixel могут стать силой, способной изменить существующую парадигму, у Google есть всё для «подпитки» этой силы — финансы, человеческий ресурс и по-настоящему талантливые команды разработчиков инновационных продуктов. Гораздо сложнее ожидать чего-то подобного от LG, Motorola, HTC или Sony. На самом деле, это практически невозможно: ни у одной из этих компаний нет тех финансовых возможностей и дерзости рисковать, это может себе позволить лишь Google, вторая в списке самых богатых компаний мира. Иначе это будет безумием чистой воды.

Один из самых популярных Android-смартфонов 2016 года

Подход, используемый в проекте Pixel, имеет в качестве своей целевой группы, прежде всего, пользователей iPhone, но переманивая пользователей техники Apple Google, пусть и не явно, но сталкивается с Samsung, чьей целью является та же категория пользователей. И это впервые за всю историю Android, историю, в ходе которой Google постоянно отрицает свои намерения конкурировать со своими партнерами. Мирному сосуществованию пришел конец и пусть у Google впереди ещё долгий путь, но я считаю, что нельзя недооценивать уникальный «арсенал» компании. В сфере AI, облачных и веб-сервисов Google ушла далеко вперёд, а в нашем всё более подключенном мире эти преимущества очевидны.

За пределами мира смартфонов Google уже давно пытается застолбить собственную позицию. Android TV, построенная на партнерстве инициатива по соперничеству с операционными системами для «умных» телевизоров от LG и Samsung, пока что не добилась значимого успеха. Для Samsung нет смысла использовать Android TV, а пользователи по большей части ничего не знают о существовании подобного проекта. По части «умного дома» Samsung и Google всё ещё сотрудничают, система Smart Things работает с новым устройством Google Home. Samsung пока не продаёт аналог Home или Amazon Echo, но со всеми этими слухами о новом голосовом ассистенте в Galaxy S8 можно предположить, что не за горами конкурент для Echo и Home. В носимой электронике Android Wear тоже не пользуется успехом, здесь, мне кажется, Tizen OS от Samsung справляется лучше, чем Android Wear. Впрочем, не всё так категорично: обе компании недавно работали и над новыми ноутбуками Chromebook Plus и Pro, хотя подразделение ноутбуков по стандартам Samsung является довольно небольшим бизнесом.

Но Google и Samsung обязательно столкнутся на арене битвы за смартфоны. По мере нарастания насыщенности рынка смартфонов остаётся всё меньше пространства для роста не за счёт конкурентов. В верхнем ценовом сегменте Samsung является одним из двух ключевых игроков, а игнорировать бренд Galaxy и считать его дружественным для производителя смартфонов Pixel будет фикцией сродни улыбке со сжатыми зубами. У Pixel могут быть свои проблемы, но линейка является самой компетентной попыткой привнести реальную альтернативу в «двухпартийную» систему, которая очевидно вызовет определённое трение и столкновение интересов.

Оригинальный материал, автор – Дэвид Раддок

Если у Google всё-таки получится разработать классное новое устройство линейки Pixel и вывести его на рынок в достаточном количестве, то оно вполне сможет посоперничать с Android-флагманами. По мнению автора, пользователи уже устали от отсутствия альтернатив на рынке смартфонов и свежие смартфоны будут востребованы. Но не стоит забывать о сонме китайских производителей, уже появившихся или планирующих выйти на североамериканский (и не только) рынок. Эти компании обладают всем необходимым для того, чтобы в свою очередь оттянуть пользователей от экосистем Apple, Samsung и других производителей.

Конкуренция это всегда хорошо для пользователей, её результаты показывают, какая компания уверена в своем продукте и готова ли она обеспечить пользователей лучшим опытом. Выживает сильнейший. Но как мне кажется, игроков в этом раскладе несколько больше, чем предположил автор. И сбрасывать со счетов никого нельзя.

Читайте также