14 мая 2017

Беседка №137. «Аналог» — забытое старое?

«Цифра» не всегда лучше.

Устаревшие аналоговые технологии дают нам тактильные впечатления от физического взаимодействия, от которых нас заставляет отказаться полностью цифровой мир.

«Цифра» не всегда лучше. Конечно, есть огромные преимущества от работы с медиа, файлами и устройствами в цифровой плоскости, но, в конце концов, мы живём в аналоговом мире. В свойственной людям манере мы трогаем вещи руками, слышим звуки ушами и видим предметы глазами, то есть пользуемся прекрасными, несомненно, аналоговыми устройствами передачи информации.

На самом деле, несмотря на растущее число ежедневных действий, которые порождаются или существуют в цифровом измерении, ни одно из этих действий не происходит именно в цифровой плоскости. Про это легко забыть, но каждый из этих сценариев происходит в удивительном аналоговом пространстве с высоким разрешением, также известном, как реальный мир.

Многие люди заново открывают и возрождают для себя старые аналоговые технологии (печатные книги, виниловые пластинки, музыкальные инструменты), которые обеспечивают какие-либо тактильные впечатления от физического взаимодействия, от которых нас заставляет отказаться полностью цифровой мир. Это может показаться странным и немного глупым, ведь наш мир становится всё более оцифрованным, но для осознания этого полезно сделать шаг назад. Также полезно понять, что не все маятники технического прогресса указывают на движение в сторону цифрового превосходства. По мере логического развития технологии последняя должна обретать более явные аналоговые очертания.

Если взглянуть на историю многих инноваций во всём, начиная от вычислений и медиа и так далее, то можно увидеть, что эволюция началась с попыток воссоздать определённые типы контента или информации в аналоговом формате. Многие из подобных ранних аналоговых попыток имели серьезные ограничения, поэтому для всего, касающегося файлов на ПК и аудио, разрабатывались технологии для создания и изменения подобной информации в цифровой форме.

За последние нескольких десятилетий мы увидели эволюцию цифровых файлов и оценили невероятные преимущества в организации, анализе и творческой активности, обусловленные переходом на «цифру». Как бы то ни было, в недавнее время мы начали видеть «потолок» даже для цифровых технологий, который они достигают в таких сферах, как развлекательный контент и отдельные типы информации. Сложно оценить, как добавление битов в аудио, фото и видео может на самом деле привнести нечто значимое в реальный мир.

Следуя по пути развития технологий, многие почувствовали отсутствие определенного типа физического взаимодействия, который по природе необходим людям как часть их существования. Конечным результатом стало повторное открытие или перерождения более старых аналоговых технологий, которые обеспечивают хоть какое-то тактильное взаимодействие.

Лучшим примером является случай с виниловыми пластинками и «вертушками», возросший интерес к которым в последнее время прослеживается у молодежи поколения Z и миллениалов. Как человек в возрасте и с коллекцией оригинальных винилов, я могу помнить и осознавать потенциал аналогового прослушивания музыки. Десятилетия цифровой пропаганды «помогают» забыть, каким хорошим может быть качество звука на приличном проигрывателе вкупе с аудиосистемой.

Прежде всего, произошло изменение парадигмы в отрасли печатных книг. За многолетними предсказаниями смерти печати буквально на прошлой неделе появилась новость об уменьшении продаж электронных «читалок» и контента для них и о росте продаж книг впервые за долгое время. Позиции, конечно, значительно утеряны, но увлекательно наблюдать за тем, как всё больше людей стремятся насладиться опытом чтения настоящей книги.

Даже опуская упомянутые примеры, нельзя не отметить, что люди придают довольно существенное значение прикосновениям, ощущениям и опыту при использовании цифровых устройств. Важны все аспекты: как устройство лежит в руке, как ощущается нажатие на клавиши клавиатуры при печати. В будущем прорывные достижения в виртуальной и дополненной реальности будут зависеть от своего рода тактильного отклика, привязанного к нажатию, с целью улучшить реалистичность предлагаемого пользовательского опыта. Плюс ко всему, в случае с музыкальными инструментами одним из крупнейших трендов за последние годы стала возросшая популярность синтезаторов с «крутилками», элементами физического управления.

О постепенном возвращении всё большего количества персональных взаимодействий в аналоговую форму идут горячие споры. Пресытившись сугубо цифровыми взаимодействиями, люди всех возрастов проявляют всё больше интереса и энтузиазма в сторону сокращения времени, затраченного на цифровой мир, в пользу более частого общения лицом к лицу. Никто не говорит о том, что мы снова вернёмся в эру аналоговых технологий, как бы классно эта ностальгическая идея не звучала. Но по мере развития технологий цифровых имеет смысл включить в технологические продукты и связанный с ними пользовательский опыт попытку снова передать уникальные тактильные характеристики, ощущения и ценность, характерные лишь для аналогового мира.

Оригинальный материал, автор – Боб О’Доннел

Мне кажется, что описанная автором гибкость перехода от цифровых устройств на аналоговые и обратно характерна не для всех категорий пользователей. Может, именно миллениалы более расположены к этому: они застали начало цифровой эпохи, при этом сохранив память об аналоговых устройствах и понимание их особенностей. И именно ностальгия является ключевой причиной возврата к бумажным книгам. Чего не скажешь о виниле, здесь эстетическая составляющая не является осязаемой.

Мысль о том, что развитие цифровых технологий должно привносить аналоговые особенности показалась любопытной. Впрочем, этим и занимаются современные производители, придавая своим устройствам максимально удобный и приятный внешний вид и ассоциируя их с чем-то «теплым и ламповым» (например, камерами от Kodak и Leica). Главное — не перестараться.

 

Читайте также