28 мая 2017

Беседка №319. «Умные колонки» и приватность

Рассуждение о сохранности частной информации при использовании голосовых помощников.

Мне очень нравится веб-комикс XKCD, пусть я и не понимаю примерно 20% шуток. Но если вы такой же научный гик, как и я, то посмеяться над интеллектуальными понятиями даже полезно.

Но когда в моей ленте на днях появился приведенный выше комикс, то я слегка расстроился. Я являюсь большим поклонником устройств класса «always-listening», таких, как Google Home и Alexa. Я считаю, что в них — будущее персональных вычислительных устройств. Поэтому любая попытка выставить их концепцию в невыгодном свете несколько раздражает.

Комикс получился смешным. После его прочтения, я посмеялся над абсурдностью ситуации. Но по большому счету здесь заключено определённое предостережение: не стоит находиться в доме, в котором каждое твоё слово записывается микрофоном. Несколько недель назад я шутил о том, зачем правительству прилагать усилия для установки «жучков» в чей-то дом, когда люди сами охотно делают это. Но это была лишь шутка.

Технология уже здесь

Итак, раскроем все карты, чтобы смотреть на ситуацию с той же позиции. Устройства Google Home и Amazon Echo (большая их часть) имеют «постоянно слушающие» микрофоны. Ваш телефон тоже может иметь подобный микрофон, если его активировать его в настройках. Голосовое управление уже работает и постоянное прослушивание является единственной гарантией работы технологии. Если устройство не слушает ваш голос, то голос не сможет его контролировать. При необходимости физически взаимодействовать с устройством теряется сама концепция голосового управления.

Но собираемая упомянутыми микрофонами информация не будет использоваться во вред пользователя. Полученные данные служат вам, что и подразумевает термин «голосовой помощник». Возможно ли, что Amazon или Google могут получить доступ к собранной этими устройствами информации? С сугубо технической точки зрения — да. Но есть более важный вопрос: нужно ли им это?

Просто потому, что могу

В этом и заключается вся суть споров. Микрофон в вашем доме совершенно спокойно может использоваться для отслеживания происходящего в отдельно взятом помещении. Он это уже умеет. Но аналогичной способностью обладает микрофон, постоянно находящийся у вас в кармане. Для перехода к использованию этой технологии потребуется несколько шагов по этой противоречивой с нравственной точки зрения дорожке, но по большому счёту эти шаги незначительны. Нам как обществу необходим определённый уровень доверия для перехода на эту технологию, и упомянутые комиксы уж точно не способствуют этому.

Пытаюсь ли я активно продвигать идею о том, что нам следует отказаться от всех наших прав и частной жизни в пользу «больших шишек», правительства или кого бы то ни было? Конечно, нет. Но в обсуждении нуждается именно позиция тех людей, чьи права используются в приведенном контексте. Я предлагаю всем удостовериться, что наши права на частную жизнь охраняются компанией-поставщиком сервисов голосового управления. Чрезвычайно важно знать, что наша повседневная жизнь не станет разменной монетой в игре больших корпораций.

Социальная договоренность

Но для достижения поставленной цели не нужно полностью ограничивать себя от новых технологий. Для этого лучше убедиться, что работают защитные механизмы, способные на достойном уровне сохранить частную жизнь в неприкосновенности. Можно перефразировать — если вы боитесь за сохранность личной информации при использовании Alexa на кухне, то, наверное, стоит отказаться от чеков и кредитных карт и вернуться к обычным деньгам. Думаете, я сошел с ума? А ведь банки находятся в максимально похожей ситуации и теоретически могут с тем же успехом подорвать наше доверие, как могут Google или Amazon. Моя семья каждые две недели переводит все свои сбережения до цента в US Bank, в обмен получая уверенность в том, что мы сможем использовать эти деньги по нашему усмотрению в любое время и в любом месте. Таков своеобразный социальный договор, который вводится для обеспечения нашей свободы пользования денежными средствами. Также существуют легальные обязательства, предоставляющие нам возможность обратиться с помощью по части защиты наших прав в случае нарушения этого договора. Знакомо?

Само собой, сравнение не на 100% точное, оно немного растянуто, но схож сам элемент социального договора. Мы должны доверять Google и Amazon в части хранения информации без передачи её кому-либо или использования не по назначению по той же схеме, как мы доверяем банкам хранить наши деньги в сохранности, не тратить их и не передавать другим лицам. Есть причина, по которой мы ставим галочку в пункте «согласен с условиями и положениями договора», которые почти никто не читает. Да и в банке их никто не читает. Это делается для того, чтобы обе стороны знали, что [поставщику услуг] можно и нельзя делать с информацией. Если мы не читаем эти условия, то «сами виноваты».

Не ангелы

Я не говорю о том, что Google и Amazon были ниспосланы к нам в ангельском обличии с целью защитить нас от зла. Моя мысль заключается в том, что безопасность информации должна зависеть от нашего доверия к компаниям. Могут случаться утечки данных. Риск существует, но технология представляет из себя попытку балансировать между риском, выгодными преимуществами, безопасностью и удобством. Если вы хотите оградиться от всего мира, чтобы никто не узнал от Alexa, что вам нравятся принцессы из мультфильмов Disney, то ничего в этом нет, таков ваш выбор. С другой стороны, я предпочитаю пользоваться голосовыми помощниками по полной, и я доверяю Google и Amazon сохранность моей частной информации, ровно до тех пор, пока мир не узнает о моей обширной коллекции диснеевских платьев для взрослых. Так, стоп, забыли о платьях.

Оригинальный материал, автор — Адам Дауд.

Позиция автора вполне понятна и адекватна, но тем не менее разговоры и опасения вокруг приватности будут продолжаться, в обозримом будущем пока нет предпосылок к их окончанию. Пусть люди и понимают технологическую составляющую голосовых помощников, пусть верят Google, но раз в год и палка стреляет, технология даёт сбой, работают хакеры, угроза всегда есть. Но повод ли это жить в постоянном страхе или отказываться от инноваций в мире технологий? Ответ на этот вопрос нужно дать себе самому и понять, какую информацию стоит или не стоит доверять пока еще неизведанным сервисам и продуктам. И вовсе не обязательно скупать фольгу.

twitter

Читайте также

  • Чешир Х

    Статью правильно назвать:»Гугл и приватность».
    И реакция на это словосочетание по моему может быть только одна https://uploads.disquscdn.com/images/a1b629b570ea0c08efd87d8137b2ec4bf12942a161834466e0573008f830f506.gif

  • Lecron

    В невыгодном свете выставляют не идею, а реализацию.

    Кто помнит историю развития персоналок, тот знает, что первые машины, были этаким цельным программно-аппаратным комплексом, как Эхо и Алекса. Свое железо, со своей ОС, на которой крутится свой софт. Но стремительное развитие произошло, когда они стали модульными, стандартизированными, разделенными на софт и железо. Именно то, каким мы их знаем сейчас.
    Идею голосового управления я в целом поддерживаю, но только в таком же унифицированным взаимозаменяемом виде, выполняющем задачу в выбранном мною софте, на выбранном мною железе. Что снизит риск утечек.

  • Бог Прошутто

    Как скажешь, старший братик.

  • Бог Прошутто

    Это пока ещё такие системы не распространены ещё можно говорить хоть о какой то приватности (и то, вспоминая гугл, который в открытую читает письма и удивляется тому, что кто-то видите ли против, есть определённые сомнения в этом). Как только «умные дома» станут повсеместно распространены «социальный договор» станет очень прост и понятен — «Не нравится? Вали в деревню и веди натуральное хозяйство». Сделать же подобные (и строго от определённых фирм) системы обязательными в городах легко и просто — достаточно привязать ряд базовых услуг к ним (да хоть отправку данных со счётчиков в ЖКХ). И, естественно, всё это под лозунги про нашу безопасность. И наступит эра человеческого скотоводства. И это неизбежно. Аминь.

  • Konstantin Lipatikhin

    «если вы боитесь за сохранность личной информации при использовании Alexa на кухне, то, наверное, стоит отказаться от чеков и кредитных карт и вернуться к обычным деньгам»
    Вот, кстати, да, так и стараюсь делать. Банки тоже потихоньку скатываются, думаю, скоро какой-нибудь «модный, молодёжный и популярный» банк введёт услугу — «плавающий баланс». Т.е. вы кладёте на счёт 100 р, а там оказывается «приблизительно 100р». Может, на пару рублей больше. Или на пару десятков меньше. А что, уже сейчас есть такие банки, вклады в которых не защищены АСВ. И ничего, модные, молодёжные, популярные.

  • Vadim Voronkov

    А про какие банки речь, если не секрет?

  • Doc Mezensev

    Кстати фольга реально экранирует сотовую связь, обернув смартфон — можно остаться без связи.
    PS
    Давно смотрел фильм «Особое мнение» — колонки с постоянным микрофоном это только начало, потом будет типа кинект бокс, а далее тотальный контроль и если даже ты не будешь ничего приобретать вокруг тебя уже будут «ходячие камеры и жучки»)))

  • Konstantin Lipatikhin

    Рокетбанк, кукуруза, связной банк, царство небесное ему

  • Vadim Voronkov

    Так какие ж это банки, так, баловство одно )) Рокет уже даже и не самостоятельный банк, влился ж там куда-то, только бренд и остался.

  • Aleksander Sergeev

    А не нужно относится к ним как к банкам и нести туда свои накопления за 20 лет.
    А надо относится к этому как к, хм, киви или вебмани: держать пару тысяч на мелкие расходы

  • Konstantin Lipatikhin

    такого баловства становится только больше. Тенденция налицо

  • ReadFact

    Да никому ненужны разговоры

  • Lecron

    Весь кипиш из-за передачи голоса. Ибо во всем остальном, это поведение обычного браузера. Достаточно реализовать распознание речи локально и все. Хоть кто-то думает, что на это тратится больше ресурсов, чем может дать рядовой домашний вычислитель, ПК или ноут, причем даже не самые новые и передовые?
    Пока это первые ласточки, а дальше увидим, нужны ли им наши разговоры. Если сделают в виде периферии, то значит не нужны. Если нет, ну сами понимаете.

  • Pavel

    Деньги в банках (нормальных, со страхованием) — банк имеет доход именно с размещенных денег и заинтересован в том, чтобы их продолжали хранить и дальше. Обязательства и ответственность банка зафиксированы в договоре и дополнительно прикрыты страхованием вкладов.
    Компании, собирающие информацию (гугль и так далее) имеют доход с продажи информации о пользователях. И не несут никакой ответственности. Но вы можете надеяться, что ставшая чьим-то достоянием информация о вас не принесет вам вреда. Просто потому, что гугль — хороший.
    Сходство ситуаций просто невероятное, не правда ли?

  • topaz9812

    Интересно, где лучше конфиденциальность в Андроиде или в windows 10?

  • Vadim Voronkov

    Тенденция — это отзыв лицензий у таких банков.

  • Djuri

    Ничему жизнь людей не учит. Если о Сбербанке СССР могли и забыть то о Привате в Криму должны же помнить…

  • Александр Нугаев

    https://uploads.disquscdn.com/images/a0c9306281850809591312628a120766e2185057753c36d3e07de2cf38f8e6f7.png
    Почему вы решили, что у Рокета вклады не страхуются в АСВ, вот скриншот из приложения. Вклад открывается в Банке «Открытие» которому и принадлежит Рокет, который является по-сути дочкой одного из крупнейших банков в стране, а так да, баловство конечно.

  • Damir

    Сравнение с банковской сферой довольно слабое. Банки существуют в нынешнем виде, за исключением онлайн-банкинга, десятки лет. За это время были сбои, кражи и т.п. И деньги, потерянные не по вине пользователя, как правило, возмещают. А вот что могут выудить из бытовых разговоров и кому могут даже легально слить (по условиям соглашения)? Это уже само по себе довольно жестко, кто-то сравнит с прочей инфой, которую собирают о нас в онлайн, но это дело немного другое — в инете всё же можно следить за базаром и делать особенно личные вопросы анонимно, а вот будет ли вам приятно, когда сосед в гостях обмолвится о проблемах с венерическими заболеваниями, а потом Яндекс.Директ и Google.Ads выдадут соответствующую рекламу? Интересно всё это будет объяснять супруге, к примеру, после случайного взгляда на эту радость.

  • Bad Hunter

    Опять Кукуруза! На днях написали что это ФКОткрытие и вклады застрахованы. Где же правда)

  • anonymousses_v5

    «Рокетбанк, кукуруза, связной банк, царство небесное ему»

    Зачем же так передёргивать-то. Не защищены АСВ только предоплаченные карты и электронные кошельки. Связной такие карты имел для ассортимента, это были карты «без имени и без оформления», подарочные, в целом был более чем адекватный банк. С картами РНКО та же тема — те, которые эмитированные самой РНКО кошельки, не страхуются, те что с банками (кредитные или проценты на остаток) — обычные условия. С рокетом … Ну теперь сами разберётесь, наверное, где ошибка? 🙂

  • anonymousses_v5

    Рокет никогда не был банком, а всегда только брендом и надстройкой над банком.

  • Vadim Voronkov

    Вот тем более. Рокет воспринимать всерьез вообще не понимаю зачем.

  • Пол

    Автор недавно «Сферу» прочёл? 🙂

    Что касается постоянной прослушки, то не зря же есть ключевая фраза (Окей Гугл! Хелло, Сири! и т.п.). Именно оффлайн-обнаружение такой фразы и запускает онлайн-распознавание последующего текста. Будь иначе — заколебались бы пользователи таких ассистентов интернет-трафик оплачивать.

    По теме опасений за приватность. В автобусе на днях бабушку видел с бюджетной кнопочной раскладушкой в руках. Так вот на той раскладушке камера была… заклеена кусочком изоленты! Не удивлюсь, если она, по приходу домой, батарейку из трубки вынимает :)))