19 ноября 2017

Беседка №164. Об интеллекте в смартфонах, часть 2

О возможных путях развития по-настоящему «умных» устройств…

Оригинальный материал

В бытность Windows Mobile на рубеже веков во многих смартфонах были предусмотрены программируемые на выполнение определённых действий в конкретных приложениях аппаратные клавиши. Я мог настроить моё устройство так, чтобы контролировать воспроизведение в проигрывателе и GPS-навигацию за рулём без необходимости смотреть на экран. Такой подход более эффективен и безопасен, нежели современная концепция контроля посредством сенсорного экрана. В 2009 году Винни Браун и Probex создали полностью переработанную версию интерфейса для HTC Touch Pro 2. В HTC Touch Diamond я мог даже программировать, какая наэкранная клавиатура отображалась в зависимости от того, был ли стилус в своём пазе (ориентированная на сенсорный ввод клавиатура Т9) или нет (распознаватель письма или FITALY). Настраиваемый интерфейс позволяет, по большому счёту, «обучать» устройство работать так, как я хочу, и изменять его таким образом, чтобы мои задачи выполнялись более эффективно. В этом и заключался весь «интеллект» на тот период.

Конечно, мне было необходимо подключать свой интеллект, чтобы понять, какие изменения в ПО/«железе» стоит осуществить для повышения эффективности. В этом аспекте есть потенциал к улучшению: ПО сможет предугадать потребности пользователя, изучая его и оповещая об изменении, которое сможет упростить работу.

У Microsoft примерно в то же время фактически был свой «умный» пользовательский интерфейс, встроенный в Office. «Персонализированные меню» отслеживали более часто используемые команды и со временем делали их более доступными, скрывая менее актуальные элементы меню. Это существенно упрощало комплексный интерфейс таким образом, который напрямую соответствовал потребностям пользователя. Такой подход также увеличил эффективность, сократив количество движений мыши, необходимое для доступа к популярным функциям. Наверно, иногда полезно показать всю комплексность приложения, именно поэтому активация «интеллекта», ответственного за автоперсонализацию, должна всегда быть опциональной функцией. И именно поэтому нам необходимо, чтобы искусственный интеллект изучал предпочтения пользователя.

Персонализированный пользовательский интерфейс более уместен для устройств со сравнительно небольшим дисплеем, например, для смартфонов, где из-за ограниченной площади экрана просто невозможно одновременно видеть все функции. Кнопки «Жирный шрифт», «Наклонный шрифт», «Подчеркивание» и «Цвет шрифта» в мобильном приложении Microsoft Word сильно мешают совершить необходимое мне действие, а именно выбрать название стиля. Никто и никогда больше не должен использовать эти кнопки в приложении Word, более умным и эффективным инструментом для обработки текста являются настраиваемые привязанные стили. В Outlook Mobile кнопки «Удалить», «Назад», «Вперёд» занимают драгоценное место на экране и предназначены для функций, которыми я не пользуюсь. Что мне на самом деле нужно, так это кнопки «Пометить с уведомлением», «Ответить» и «Ответить всем». Может, другие люди и пользуются кнопками «Назад»/«Вперёд». Не знаю, да и мне всё равно. Интерфейс явно неэффективен для меня.

Многие разработчики мобильных приложений создают пользовательские интерфейсы, основываясь на собственных предпочтениях. Это зачастую означает, что в итоге пользователь получает кнопки, иконки и организационную структуру, которые понимает лишь разработчик. Если повезёт, то попадётся несколько приложений, разработанных с расчётом на среднестатистического пользователя и опирающихся на результаты пользовательских тестов, что гораздо лучше, чем разработка без подобной информации, но и гораздо хуже «умного» дизайна, персонализированного под каждого пользователя или пользовательский сценарий. Разработка под среднестатистического пользователя введёт в заблуждение и станет камнем преткновения для начинающих и опытных пользователей, которым нужно более простое или более эффективное решение.

Я обладаю достаточными знаниями, чтобы настроить десктопную версию приложения Outlook с целью уменьшить использование когнитивной энергии путём автоматического цветового кодирования электронных писем и встреч, задействуются конкретные ключевые слова и важность. Я способен запрограммировать аппаратные клавиши на моём оборудовании Wacom, чтобы уменьшить использование энергии мышц и развить мышечную память для конкретных задач. Я также могу изменить быстрые клавиши, чтобы вводить частые команды несколькими пальцами, а не жестами всей руки. К сожалению, ко многим программам, особенно на мобильных платформах, мои знания попросту неприменимы. Я не настолько образован, чтобы программировать собственное ПО или мобильную ОС.

Все приложения должны обязательно иметь единый системный интерфейс для кастомизации, в который должен входить сбор информации. Чтобы при запуске нового приложения запускался интерфейс по умолчанию для среднестатистического пользователя, в котором на кнопках находятся текстовые ярлыки, оперативно объясняющие их предназначение. После определенного количества запусков приложения и сбора информации графический интерфейс должен выдать примерно следующее: «Я заметил, что вы используете определённые функции чаще, чем остальные, хотите, чтобы я сделал популярные элементы более доступными для вас? Вы всегда сможете восстановить настройки по умолчанию или вручную изменить важные для вас функции, нажав Меню > Настроить». Функция «умной» персонализации также позволит уменьшать конкретные иконки, чтобы при желании поместить на экране больше функций.

Проблема с кастомизированными пользовательскими интерфейсами в прошлом заключалась в том, что техподдержка не знала, как настроен GUI, но это всё можно устранить кнопкой «Переключиться на пользовательский интерфейс по умолчанию».

Конечно, «умный» графический пользовательский интерфейс должен полностью интегрироваться с «умным» голосовым интерфейсом и «умным» интерфейсом чата. Если бы все приложения разрабатывались с прицелом на интеграцию с искусственным интеллектом телефона, то я бы мог использовать голосовой интерфейс для того, чтобы сменить тему оформления всей системы. В настоящее время ни одно приложение на iOS или Android не соответствует системным принципам графического оформления интерфейса. Они все разные, с разными цветами и стилями иконок. Отсюда и берётся разномастная чехарда пользовательского опыта. В Windows на ПК есть тема интерфейса. В мобильной Windows приложения «подбирают» оттенки цвета, цвета фона и так далее, но всё это не так отлажено, как того бы хотелось. Даже сама Microsoft не следует этой структуре.

Общий и супер-AI

С другой стороны, если бы мы смогли создать достаточно быстро развивающийся искусственный интеллект, способный достичь общего уровня интеллектуального развития, возможно, нам бы больше не понадобилось взаимодействовать с компьютерами. Термин «общий уровень интеллектуального развития» описывает уровень развития «мыслительной» модели AI, сравнимый с человеческим интеллектом. Я не совсем уверен, о каком человеке идёт речь, уровни интеллекта довольно сильно отличаются, но в теории AI однажды будет ничуть не хуже человека.

Если прогресс будет идти теми же темпами, хоть так будет не со всеми вычислительными системами, то от этого момента нас отделяют лет 20-30. Поэтому я более чем уверен, что нам всё ещё необходимо какое-то время взаимодействовать с узким искусственным интеллектом и модифицировать его. Отсюда вытекает необходимость в более умном графическом, текстовом и голосовом пользовательском интерфейсе.
Эволюция и естественный интеллект были основным способом развития жизни на Земле. Так появился человеческий интеллект, который мог эволюционировать гораздо быстрее. Мы смогли создать вещи, которые никогда бы не были возможны в обычной схеме случайной эволюции, и сделали это очень быстро благодаря способности делиться знаниями. Но мы иногда что-то забываем, это свойственно людям. Мы не знаем, как строить пирамиды. Мы забыли, как отправлять людей на Луну. Мы забыли, как разрабатывать эффективный интерфейс общения человека и компьютера, который не тратит впустую когнитивную и мышечную энергию.

Супер-AI является следующим шагом, он должен повысить эффективность эволюции при условии, что он сможет более точно сохранить знания, но этого не произойдёт, если мы не заложим правильную основу.

В любом случае, не пора ли смартфонам поумнеть и научиться делать нашу жизнь проще? Или нам так и придётся тыкать в хаотично рассыпанные на экране иконки, как мы делали всё это время?

Автор — Адам З. Леин

Читайте также