21 октября 2018

Беседка №211. Европейский Android без Google

Основать новые экосистемы будет непросто, но сейчас для этого есть все предпосылки…

Оригинальный материал

Сам факт того, что Google на европейских рынках начнет брать плату за то, что можно вполне справедливо назвать составными «частями» Android, уже является важнейшей новостью. Анонсированное по итогам судебного иска Еврокомиссии 16 октября 2018 года изменение является крупным поворотом в бизнес-модели Google и потенциально может ослабить «хватку» компании на рынках поиска и браузеров. Это не шутки.

Но из всех изменений, которые может привнести новая модель лицензирования, самым важным является даже не оплата лицензий. Важнейшая деталь может привести к тому, что в рамках рынка Европы партнеры Google по смартфонам и планшетам, такие как Samsung, LG и Motorola, смогут предлагать свои смартфоны на базе Android без предустановленных приложений и сервисов Google. Это крайне важное событие, и если производители наберутся смелости, то оно сможет сформировать абсолютно другой рынок Android-устройств уже через несколько лет.

До этого Google «сдерживала» производителей устройств в рамках своей экосистемы. Если компании хотели предустанавливать свои сервисы и приложения, то их заставляли так делать на всех выпускаемых ими Android-устройствах, за исключением Китая, где Google не работает. Это означает, например, что Samsung с большой долей вероятности не могла выпустить вариант S9, в котором был бы только магазин приложений Galaxy Store и фирменный браузер компании без Chrome, Google Play и поиска Google.

По заявлению Google, изначальные условия не запрещали партнерам выпускать устройства без приложений компании. Они предотвращали продажу несертифицированных версий Android, «совместимые» с приложениями Google устройства могли продаваться даже без наличия уже установленных приложений. Но неясно, существуют ли сертифицированные коммерческие устройства на базе Android без приложений Google.

По большому счёту, производителей заставили пойти на это соглашение. Большинство Android-приложений распространяется посредством Google Play, и многие из них работают только при наличии сервисов Google Play. Отказ от Google будет означать отказ от их каталога приложений, что может предполагать возможность поставки устройства без Facebook, Snapchat, Instagram и т.д. Производителям устройств пришлось бы полагаться на альтернативный каталог приложений и убеждать разработчиков в необходимости распространения через него своих приложений, а во многих случаях к тому же переработки их для работы без опоры на сервисы Google.

В этом Еврокомиссия видела большую проблему. И как часть штрафа в 5 миллиардов долларов, который Google должна заплатить за «незаконные практики» с Android, Еврокомиссия потребовала, чтобы Google прекратила навязывать партнерам соглашение об эксклюзивности. Как было отражено в сообщении комиссии, Google препятствовала «доступу [пользователей] к инновациям и «умным» мобильным устройствам на базе альтернативных версий ОС Android» и в процессе «перекрыла важный канал поставки приложений и сервисов для конкурентов».

Мы никогда не видели подобного поведения Samsung, Motorola, Sony, HTC, LG, никто из них не выпускал Android-аппарат без Google. Теперь есть такая вероятность. Вопрос в том, является ли это хорошей идеей. Все эти компании со своими каталогами приложений и вспомогательных сервисов превратят рынок в бардак для разработчиков и потребителей. Переход будет очень неприятным, он ослабит и без того шаткую ситуацию на рынке премиальных Android-приложений.

Или приведёт к их расцвету. Samsung может пойти ва-банк в сторону своего каталога приложений, или независимый разработчик создаст свой сервис, который фактически станет распространителем приложений. Эти каталоги могут предлагать сравнительно лучшие условия для разработчиков и лучше проработанную политику безопасности для защиты пользователей, что в теории обеспечит всем лучшую экосистему.

Наверно, более важно то, что мы пока не понимаем, к каким результатам это приведёт. Мы можем взглянуть на пример Китая, где приложения разбиты по множеству каталогов, ни один из которых не занимает более чем четверть рынка, но даже это не рисует полную картину. У компаний не было стимула создавать разные версии устройств, что говорить об абсолютно другом «железе» для отдельно взятой страны. Теперь у них есть почти весь рынок Европы для продвижения устройств «без Google».

Даже если это не революция, то она может привести к появлению значимых проектов. Например, планшеты Amazon Fire «идут» без сервисов Google и являются самым дешевым предложением на рынке. И это означает, что другим компаниям есть чему поучиться у Amazon. В своём отчете Еврокомиссия упомянула, что «найдены доказательства того, что действия Google препятствовали разработке и продажам несколькими крупными производителями устройств на основе Fire OS, «форка» Android».

Кто знает, поступят ли так компании: они получают отчисления от привлечения пользователей в Google Поиск, плюс ко всему потребителям нужны приложения Google. Это исключение ограничивается только Европой, решение суда вынесено для этого рынка. Ограничение не поспособствует набору компаниями пользовательской базы, которая оправдала бы создание альтернативной экосистемы, ведь устройства, по сути, будут продаваться только в Европе.

Но попытка не пытка. И это значит, что Google нужно быть начеку. До этого у производителей Android-устройств не было альтернативы. Теперь есть. Для Google, которая на деле не владеет Android, это может стать первой серьезной угрозой за долгое время, грозящей пошатнуть её глобальное лидерство.

Автор — Якоб Кастренакис

О, сколько раз твердили миру… Но сейчас у производителей есть реальный шанс «выстрелить» и потеснить Google на рынке Европы. Вопрос в том, стоит ли ради этой прибыли портить отношения с компанией, пусть и на отдельно взятом рынке. Тем не менее, нас ждёт небезынтересное развитие событий. Как вы считаете, кто из существующих игроков способен потеснить Google на её же «поле битвы»?

Читайте также