16 декабря 2018

Беседка №219. И снова о «корпорации добра»

На сегодняшний день люди рассказывают Google такие вещи, которые они не доверили бы никому – ни супругам, ни врачам, ни психоаналитикам. Но пользователи Google не были бы настолько откровенны при «общении» с поисковиком, если бы понимали всю глубину этой «кроличьей норы»…

Оригинальный материал, автор — Патрик Берлинкет

Когда ленивые журналисты настроены пессимистично по отношению к Alexa от Amazon или к Google Home, они говорят что-то вроде «даже Оруэлл не мог предсказать, что мы по собственному желанию пустим
«Большого Брата» в свои дома». Они забывают упомянуть, что наша готовность обменять сохранность частной жизни на удобство обусловлена не изобретением виртуальных ассистентов. Всё началось с начала века, когда люди в обмен на доступ к продуктам Google и более релевантным рекламным предложениям отдали Google всю информацию о себе.

На сегодняшний день Google предоставляет таким же маркетологам, как я, настолько исчерпывающую персональную информацию о вас, что исходя из неё мы можем понять о вас больше, чем благодаря данным с любой камеры или микрофона. У специалистов по маркетингу никогда не было столько возможностей использования этих данных. На сегодняшний день каждую секунду осуществляется 40 000 поисковых запросов в Google. Получается 3.5 миллиарда запросов в день, 1.2 триллиона запросов в год. Когда вы ищете посредством Google, ваш запрос отправляется в центр обработки и анализа данных, где около тысячи компьютеров совместно работают над тем, чтобы получить результаты и отправить их вам. Весь процесс обычно занимает меньше, чем пятая часть секунды. Большинство людей не понимает, что параллельно с этим процессом осуществляется другой, более таинственный и «закулисный»: проходит аукцион.

Каждый поисковый запрос в сети содержит ключевые слова, и за те слова, которые вы только ввели в форму поиска Google, яростно сражаются рекламодатели. Каждый из рекламодателей, предлагающих продукт, имеющий отношение к вашим ключевым словам, хочет, чтобы его рекламу увидели и перешли по ней. Затем, по аналогии с тем, как игрушки в мультфильме спешат занять свои места, пока хозяин не включил свет, рекламные объявления закрепляются на ещё не загруженной странице с кастомизированными под вас результатами поиска. Обычно первые четыре результата поиска – то, что вы видите перед тем, как начинаете листать страницу – являются платными рекламными материалами. Если вы не знали об этом, то вы не один. Больше 50 процентов людей в возрасте от 18 до 34 лет не могут отличить рекламу в Google от результата органического поиска.

Как только вы нажимаете на объявление, ваша информация передаётся специалистам по поисковому маркетингу, которые навечно сохраняют её в учетной записи AdWords.
На случай, если вы начинаете ощущать видимость счастья в предвкушении грядущих праздников, приведу полный список того, что Google знает о вас благодаря всем способам слежения за вами, по данным на декабрь 2018 года:

  • Возраст
  • Доход
  •  Наличие детей
  • Семейное положение
  • История просмотров (недавних и прошлых)
  • Данные об устройствах (телефон, планшет, ПК, ТВ)
  • Физическое местонахождение
  • Возраст вашего ребёнка
  • Ваша успеваемость в школе
  • Наличие учёной степени
  • Время дня, в которое вы используете Google
  • Основной язык
  • Недавние важные события в жизни
  • Название оператора связи
  • Точные слова, введённые в поиск Google
  • Контекст и темы посещённых вами ресурсов
  • Информация о приобретённых вещах
  • Информация о почти приобретённых вещах
  • Тип соединения Wi-Fi
  • Близость к сотовой вышке
  • История установки приложений
  • Время, проведённое в определённых приложениях
  • Операционная система
  • Содержимое электронной почты
  • Время, проведённое на определённых сайтах
  • Находитесь ли вы в процессе переезда в новый дом
  • Находитесь ли вы в движении

За всю вашу историю использования Google там формируется ваш «профиль гражданина». Там содержатся следующие данные:

  • История голосовых поисковых запросов
  • Каждый осуществлённый вами поиск в Google
  • Каждое рекламное объявление, на которое вы нажали
  • Каждое посещённое вами место за последний год
  • Каждое сохранённое вами за всё время изображение 
  • Каждое отправленное вами за всё время письмо по электронной почте

В 2019 году мы приблизимся к пониманию и осознанию «священного Грааля» поискового маркетинга – идентификации по нескольким устройствам. Когда эта технология реализуется, рекламные объявления будут бесшовно выдаваться осуществляющим поисковый запрос пользователям, причем не только посредством разных каналов (например, в соцсетях, электронной почте и органическом поиске), но и на разных устройствах – от мобильного телефона до планшета, ноутбука, ТВ и ПК.

Например, в зависимости от вашей лояльности тому или иному бренду ваш ТВ будет испускать гиперчастотный сигнал во время определённых рекламных сюжетов. Этот сигнал не слышен для бестолкового человеческого уха, его воспримет лишь сотовый телефон. Если по ТВ идёт реклама Nike и затем вы берёте телефон и вбиваете в Google «кроссовки Nike», то пройденный вами путь конверсии привязывается от ТВ к смартфону.

Маркетологи уже знают, пользуетесь ли вы общественным транспортом. И они показывают вам рекламу тех продуктов, которые могут заинтересовать вас, например, наушники, винтажные кожаные сумки для ноутбуков и платки для сиплых рыданий. Как маркетологи узнают, что вы — пассажир? Всё просто: по частоте сигналов, которые ваш телефон отправляет при перемещении относительно сотовых вышек. Если сигналы поступают массово примерно из одного места, маркетолог может сделать вывод, что вы стоите в объекте, который перемещается с большой скоростью с нечастыми остановками, также известном как поезд метро.

Чтобы предоставить маркетологам ещё больше данных о ваших покупках в магазинах в реальной жизни, не онлайн, Google за миллионы долларов приобрела данные по картам Mastercard. Компания заявила, что у неё есть доступ к 70% продаж по кредитным и дебетовым картам в США, осуществлённых посредством партнёрских отношений с третьей стороной.

В декабре 2008 года Хал Робертс из Центра Интернета и общества Berkman Klein Гарвардского университета говорил о Google Ads как о форме «тайной слежки». Он описывал Google как «систему коллективного разума», которая вместе с маркетологами тайно хранит и использует вашу информацию. Но, в отличие от других форм слежки, Google не может убить вас при помощи этой информации или отправить вас за решётку. Робертс объяснил такое своё отношение к Google Ads сложностью обнаружения и использования данных на персональном уровне. Но, как он считает, она уже на то время играла «центральную роль в создании сетевого социального дискурса». Десять лет спустя стало ещё сложнее обнаружить явное использование Google Ads приватной информации. Несмотря на то, что слежка проникает практически в каждый аспект нашей жизни, реальная картина событий практически полностью скрыта от публичного внимания.

Оригинальный материал, автор — Патрик Берлинкет

Для современного человека подобное поведение Google не должно быть откровением, аппетиты компании уже давно известны и зачастую совсем не с положительной стороны. Давний вопрос в том, как Google заботится о том, не попадут ли полученные данные в нехорошие руки, со всех точек зрения это невыгодно и самой компании. Но пользователи — люди мнительные, а техника имеет свойство сбоить и «ошибаться», отсюда и проблематика. Конечно, сейчас существует ряд способов спрятаться от этой слежки, но не всем они подходят, ну и всегда полезно знать об особенностях поведения «корпорации добра».  

Читайте также