23 декабря 2018

Беседка №220. Смартфон раз в три года

Будет ли ежегодный цикл выпуска смартфонов оставаться прибыльным для производителей при переходе на новый план обновления устройств?

Оригинальный материал, автор — Дэвид Раддок

Каждые два года мы покупаем смартфон. По крайней мере, этого стоит ожидать от среднестатистического человека. И хотя в реальности эта цифра различается у двух любых людей, мы знаем, что этого ожидают компании, выпускающие и продающие смартфоны. Поэтому по достижению смартфоном «возраста» двух лет его хозяева, вероятно, уже готовы сменить его на что-то получше. Но не всё так очевидно: происходящее говорит о том, что картина меняется.

В эпоху первых iPhone, которые на тот момент продавались эксклюзивно у AT&T, политика обновлений оператора позволяла покупать новое устройство раз в два года со значительной скидкой в обмен на привязку к услугам оператора ещё на два года. А когда iPhone стали появляться у других операторов с теми же политиками, то же самое произошло и с тенденцией к обновлению. Apple намеренно решила «оседлать» этот тренд и продолжает это делать: каждые два года выпускается крупное обновление iPhone, что отдельно подчеркивается системой наименования новых моделей. С помощью этой схемы Apple и операторы создали своего рода симбиоз с точки зрения прибыли – контракт и обновление, обновление и контракт, а многие потребители только рады поучаствовать.

Причин для участия в этом множество, они подпадают под бестолковое обобщение, будь то выбор смартфона как показателя статуса, запланированный моральный износ техники или просто особенный вид американского культа потребительства, которым промыты головы большинства. Но ни одна из этих причин не ведёт к правильному пониманию общей картины, ведь причина обновления телефона у каждого человека сугубо субъективна и странным образом специфична. Например, мой отец наконец-то обновил свой старый телефон, так как он, по его мнению, перестал после обновления подавать звуковой сигнал о поступившем сообщении. Так что, логика тут бессмысленна.

У двухгодичного «жизненного» цикла смартфонов изначально не было убедительного обоснования и поэтому концепция начала разваливаться. Мои родители пользуются своими нынешними смартфонами больше трёх лет, а мои друзья и знакомые не из индустрии мобильных технологий (которая зачастую представляет пузырь постоянного стремления обновиться) — и то дольше. И я не усматриваю здесь никакого тренда по части возраста, профессии и даже дохода. Пусть это прозвучит анекдотично, я заметил, что как бы мы ни жаловались на наши смартфоны, большинство моих знакомых, кажется, смирились с неадекватностью и разочарованием как с составляющими опыта владения смартфоном. Даже самый новый смартфон не будет работать так, как вы того хотите, в этом все смартфоны.

Pixel 3XL поставил новый рекорд по цене — 900 долларов. Это не предел

Понимание этого приходит к всё большему числу потребителей, они всё чаще пропускают мимо ушей одну и ту же историю от производителей смартфонов: о том, как новый смартфон делает всё то же самое, что и старый, но намного лучше. Ну и сам подход производителей к обновлению устройств всё чаще носит инкрементальный характер и создаёт предпосылки к чрезмерной рекламе, преувеличению преимуществ и несбыточным обещаниям по части улучшений. Взять, к примеру, цифровых помощников. Да, они являются демонстрацией невероятного прорыва в технических и практических возможностях искусственного интеллекта и машинного обучения, но в то же время над ними часто насмехаются. Даже моя мама рассматривает Siri, прежде всего, как что-то, достойное насмешки, а уже потом как полезный инструмент.

Но производители смартфонов всё больше пытаются заставить нас стремиться к опыту и функциям из будущих версий устройств, чтобы в наших карманах находилась самая актуальная техника. Всё же, я думаю, что чем больше мы будем доверять словам таких компаний о пользе их инноваций, тем вероятнее, что мы в них разочаруемся. Что бы Google не говорила, мой телефон не может волшебным образом устранить размытость на фото, снятое в тёмном баре в преддверии празднования Нового Года. Кнопка «энергосбережения» значительно не увеличит время работы моего аппарата от последних 15% заряда батареи, если я на самом деле буду им пользоваться. С приходом сетей 5G я всё также не смогу пользоваться мобильными сетями в самолёте. И никто так и не смог разгадать загадку разбитых экранов, которые так и остаются на уровне вызывающей содрогание эпидемии. Просто прокатитесь на общественном транспорте и оглядитесь вокруг, полный автобус по сути является телефонным «травмпунктом».

OnePlus 6T McLaren Edition стоит 700 долларов, в два раза больше, чем смартфон компании 4 года назад

Это я так язвительно пытаюсь сказать, что многие основные проблемы и болевые точки смартфонов так и остались нерешенными, и по мере того, как наш опыт использования смартфонов приближается к десятилетнему рубежу, мы начинаем учиться на опыте. Например, мы понимаем, что обновление устройства не решает всех проблем, как мы того хотим. Учитывая растущую стоимость смартфонов, это становится ещё одной причиной подождать ещё год до следующего большого прорыва.

И это не просто размышления в отрыве от реальности: операторы уже начинают делать свои шаги. Наверно, самый экономный оператор из большой четвёрки [США] T-Mobile теперь продаёт некоторые дорогие смартфоны с планом обслуживания на 36 месяцев, отказавшись от опции в 24 месяца. Хоть я лично и считаю эту идею абсурдом, но T-Mobile явно делают ставку на то, что пользователи предпочтут меньше затрат в месяц более частому обновлению устройства. Помните, что вашему оператору по большому счёту нет разницы, продавать вам телефон раз в два года или в три, а вот удержание вас как потребителя их услуг ещё на три года намного более предпочтительно, ведь их вся их прибыль идёт от услуг. Если новая схема от T-Mobile станет популярна у потребителей, то можно биться об заклад, что её подхватят и другие операторы.

Так будет ли ежегодный цикл выпуска смартфона оставаться прибыльным, если мы станем покупать их реже? На данный момент с большой долей вероятности да: даже на насыщенных рынках телефоны продаются такими количествами, которые делают ежегодные обновления абсолютно целесообразными для производителей, особенно в таком конкурентном пространстве, где необходимо успевать за конкурентами. Но всё это приведет к повышению цен, по мере падения продаж, увеличения среднего жизненного цикла и грядущего перехода к 5G. Взгляните на это вот с какой стороны: если бизнес Apple строится на том, чтобы выручить с каждого покупателя iPhone по 500 долларов, то они сделают это, пусть это будет хоть раз в два года или раз в три года. И я думаю, что мы ещё далеки от пиковых шоковых цен на смартфоны. 1000 долларов за смартфон? Берите в два раза выше, стоит подождать, и это произойдёт.

Оригинальный материал, автор — Дэвид Раддок

Опыт – великая вещь, и опыт использования смартфонов – не исключение. Конечно, никому не хочется часто тратиться, но не у всех получается сразу найти своё золотое сечение смартфона. Например, мой товарищ, некогда убеждённый пользователь iPhone и скептик по части Android недавно купил красный OnePlus 6 8/128 за 30 000 рублей и его восторгу не было предела, аппарат «закрыл» практически все его «хотелки» и, мне кажется, вопрос о покупке смартфона закрыт для него года на два. Я пока тоже повременю, хочется посмотреть, что же там для нас готовит 2019 год. Но так было не всегда, я мог поменять и три телефона за год, если мне что-то критично не нравилось в текущей модели.

Соглашусь с автором, что тенденция, к сожалению, приведёт к удорожанию смартфонов, что не совсем приятно на нашем рынке, где пока что не так популярна практика контрактов на услуги на 2-3 года. Зато есть первые попытки по подписке на смартфоны, как вы знаете, Samsung недавно стартовала с этой инициативой. Как минимум любопытно. Но это не оправдывает рост цен, как ни крути.

Означает ли это, что мы должны бросаться менять смартфоны, пока цены не взлетели вверх? Определённо нет. Просто нужно трезво взвесить плюсы и минусы от покупки и отделить маркетинговую шелуху от реальной пользы от нового устройства, как бы непросто это ни было в контексте современной медийной бомбардировки сознания идеей о самом новом как самом лучшем.

Читайте также