24 марта 2019

Беседка №232. Будущее AR

Материал о том, почему устройства дополненной реальности не смогут в ближайшее время заменить смартфоны…

Оригинальный материал, автор — Бен Диксон

В рамках конференции для разработчиков Facebook F8 Майкл Абраш, руководитель исследований в Oculus, попросил присутствующих «представить AR-очки, которые дополняют наше восприятие таким образом, что стирается граница между виртуальным и реальным мирами, давая нам более глубокие ощущения, более сильные связи и более насыщенную жизнь».

Вышедшие в этом месяце новости о долгожданном шлеме смешанной реальности Magic Leap обозначили большой шаг навстречу тому, что Абраш и другие эксперты индустрии предвидели как будущее виртуальных вычислений. Шлем получился лёгким и комфортным, с четкой графикой, и, по отзывам, он преуспел во многих пунктах, в которых другие очки и шлемы дополненной реальности провалились.

Но один большой шаг ещё не значит, что мы перешли в новую эру. Перед AR-индустрией стоит множество препятствий, которые следует преодолеть, чтобы стать «одной из величайших трансформационных технологий ближайших 50 лет», как обещал Абраш. Поговорим о ключевых вызовах, которые стоят перед современной технологией дополненной реальности.

Форм-фактор

Продолжают оставаться ограничивающим фактором форма и размер AR-оборудования. Между громоздкостью и вычислительными возможностями устройств дополненной реальности есть взаимосвязь: «умные» очки, такие как Google Glass, весят совсем немного, и пользователи могут носить их в течение длительного времени, но их ограниченные вычислительные возможности делают их пригодными лишь для очень ограниченных сценариев. Они идеальны для профессионального использования, например, на заводах и в больницах, где работникам нужен способ получить доступ к информации по работе, который оставляет руки свободными. Но такие очки далеки от идеального опыта, который мог бы заменить сотни приложений для смартфона и ПК, которые мы ежедневно используем.

Более увесистые шлемы, такие как Magic Leap One, Hololens и Meta, более продвинуты по части функциональности, например, они поддерживают смешанную реальность, наложение карты среды и распознавание жестов. И они могут обеспечить более цельный и захватывающий пользовательский опыт. Но пользователи не могут их долго носить – это сравнимо с ношением на голове компьютера.

«На сегодняшний день бинокулярные очки являются слишком тяжёлыми и неудобными для длительного ношения, – рассказывает Теро Аалтонен, CEO Augumenta. – Устройство может быть напичкано впечатляющими технологиями, но всё это без толку, если оно непригодно для полноценного использования или не нравится массовому потребителю».

С Magic Leap One компания обошла проблему веса, поместив тяжёлые компоненты в Lightpack, маленький карманный компьютер, подключенный по проводу к шлему. Но внешний вид также ограничивает использование шлемов смешанной реальности, это касается и Magic Leap One. Я не уверен, что кто-либо захочет разгуливать в шлеме, который делает владельца похожим либо на Робокопа, либо на гигантского жука.

Поле зрения

«Ключевым аспектом, который сдерживает пользовательский переход на AR-шлемы, является поле зрения, – считает Тейлор Фриман, со-основатель и CEO Upload.io. – Чтобы сделать опыт по-настоящему полным и убедительным, нужно ощутимое поле зрения (FOV, field of view), в идеале – больше 180, а лучше – 220 градусов».

В связи с аппаратными ограничениями AR-шлемы на данном этапе очень ограничены по полю зрения. В Microsoft HoloLens FOV находится на уровне 35 градусов, хотя компания, по слухам, работает над новым шлемом, в котором они собираются в два раза увеличить этот показатель. Magic Leap One и ODG R9, ещё один топовый шлем смешанной реальности, предлагают поле зрения в 50 градусов. Всё это является улучшением, но такие шлемы всё ещё ограничены, особенно если сравнивать с человеческим зрением.

Для потребительского использования ограниченное поле зрения означает менее цельный опыт, ведь пользователю приходится смотреть на виртуальные объекты издалека, это как смотреть на мир через трубу.

На рабочем месте негативные эффекты ограниченного поля зрения могут быть гораздо серьёзнее обычного разочарования. «В корпоративных сценариях использования необходимо, чтобы очки не слишком сильно препятствовали осмотру, иначе есть риск происшествий», — говорит Аалтонен. Это значит, что для профессионального рабочего места более безопасны очки, открытые по бокам, они позволяют лучше видеть окружающую обстановку.

Взаимодействие с пользователем

В этом аспекте произошло значительное улучшение. Но индустрия всё еще тщетно пытается разработать правильные инструменты, чтобы помочь пользователям во взаимодействии с виртуальной окружающей средой. Некоторые шлемы, такие как Google Glass и умные очки от ODG, по обе стороны оправы имеют сенсорные площадки, которые поддерживают свайпы и нажатия для изменения и активации пунктов меню. ODG также позволяют пользователям взаимодействовать с приложениями и виртуальными средами посредством жестов руками. Другие шлемы оснащены ручными контроллерами; один из самых тонких контроллеров – в Magic Leap One, в нём есть рычажок, кнопка и трекпад.

Проблема в том, что сенсорные площадки ограничены в функциональности, ручные жесты могут быть неправильно интерпретированы устройством в условиях недостаточного освещения, а ручные контроллеры, как и следовало ожидать, занимают по крайней мере одну руку. Многие шлемы также поддерживают голосовое управление, что полезно в ситуациях, когда вам нужен доступ к устройству без использования рук. Но голосовые команды поддерживают только базовые функции, например, открытие приложений и активацию функций, как, допустим, запись или съёмка фото. В шумной обстановке их использование также ограничено.

Отслеживание движений глаз может улучшить пользовательский опыт взаимодействия с AR-шлемами. Комбинация отслеживания движений глаз и голосовых команд обеспечивает более сложное взаимодействие пользователей с виртуальными и физическими объектами без необходимости использовать ручные жесты. Например, пользователи могут применять голосовые команды для получения информации об объекте, на который они смотрят.

Ещё одним способом улучшить пользовательский опыт в AR-приложениях является интерфейс «мозг-компьютер». Многие компании работают над подобным неинвазивным интерфейсом, но мы, наверно, еще несколько лет не увидим надёжный экземпляр технологии в шлемах дополненной реальности.

Стоимость и применение

Magic Leap One стоит 2 300 долларов, Microsoft HoloLens – 3 000 долларов, ODG R9 и Google Glass Enterprise обойдутся по 1 800 долларов. С такими высокими ценами шлемы дополненной реальности подходят только для бизнеса, где способность решать возникающие задачи сможет оправдать такие большие суммы.

«Есть отдельные сценарии использования, например, обучение или производство, где несколько тысяч долларов не воспринимаются как большая сумма в сравнении с преимуществами, которые такие устройства привнесут в рабочий процесс, – утверждает Фриман. – Как только цена снизится до уровня iPhone и технология сможет найти отклик в современных мобильных устройствах, лишь тогда я смогу ожидать увидеть первые подвижки в сторону перехода на AR-устройства».

На данный момент пользователи могут приобрести топовый смартфон (iPhone X, Samsung Galaxy Note 9 или Pixel 2 XL) за гораздо меньшую стоимость. Все эти устройства поддерживают множество AR-приложений, хоть они и не обеспечивают полного погружения, как шлемы. С ограниченным числом сценариев и таким ценообразованием последние не особо привлекательны для пользователей. А без пользовательской базы разработчики не особо горят желанием создавать новые приложения.

Будущее AR

«Через 20-30 лет мы будем носить стильные очки, а не стильные смартфоны. В этих очках будет VR, AR и всё, что между ними, и мы будем носить их целыми днями и использовать их в каждом аспекте нашей жизни», – мечтает Абраш.

История показала, что мы не особо преуспели в предсказаниях того, что и когда произойдет в будущем. Со времени появления термина «искусственный интеллект» ученые говорили о том, что AI, способный потягаться с человеком, вот-вот появится: С-3PO, HAL 9000, Терминатор – лишь несколько примеров. Через десятилетия в нашем AI до сих пор нет когнитивных способностей ребёнка, хоть он и стал чрезвычайно быстро выполнять отдельные задачи, такие как игра в шахматы, классификация изображений и перевод речи в текст.

Также как ноутбуки не избавляют нас от полноценных ПК, а смартфоны – от ноутбуков, я не вижу сценария, при котором AR-шлемы станут нашими единственными устройствами для вычислений и общения. Но по мере того, как индустрия преодолеет все барьеры, можно ожидать, что AR-шлемы станут более распространенными на рабочих местах и на улицах.

Оригинальный материал, автор — Бен Диксон

Всё же, то будущее, которое нам обещали производители AR-шлемов и
«умных очков» ещё не пришло, нужно до конца обкатать технологии. Да, всё перспективно и многообещающе, но все эти обещания понемногу начинают надоедать, ограничения пока что ставят палки в колеса этого процесса. Плюс ко всему, технология столкнулась с проблемами извне индустрии, так что разработка, допустим, юридической базы уже отложила на неопределенный срок массовость таких устройств, как Google Glass. Или подождём? Нам вроде бы не привыкать…

Читайте также