14 апреля 2019

Беседка №235. Великий эксперимент со смартфонами

Если нам так мало известно о влиянии смартфонов на людей, то почему мы так легко доверяем их нашим детям?

Оригинальный материал, автор Мэтью МакДональд

Всё случилось внезапно. Жёлтый школьный автобус громыхал по дороге, наполненный болтовней школьников. В следующую секунду колесо попало в неприметную выбоину, и автобус сильно тряхнуло. Два класса детей внезапно повисли в воздухе, как будто на вершине горки в парке аттракционов.

Ещё через секунду дети повалились на пол. Учителя поспешили в салон, дабы оценить ситуацию, а я – сопровождающий родитель – поговорил с несколькими студентами из передней части автобуса, которые меньше пострадали. «Я в порядке, – сказала девочка рядом со мной. – Но Алиса ударилась об крышу». Она показала мне свой телефон. Класс детей, большинство из которых имели смартфоны, уже задействовали свои устройства. Прошли считанные секунды, но они уже обсуждали произошедшее в групповом чате.

У учащегося в старшей или средней школе с большой долей вероятности есть смартфон, он постоянно при себе. В 2016 году средний возраст, в котором дети получали свой первый смартфон, составлял 10 лет, что на два года младше, чем показатель 2014 года. Средний ребенок проводит в смартфоне около часа в день (поначалу), затем этот показатель вырастает до трёх часов в день по мере достижения подросткового возраста.

Воспитание детей никогда не было простой задачей. Но смартфон уникален по сравнению с другими современными угрозами, провоцирующими детскую тревожность (телевидение, компьютерные игры, построение близких отношений, вредная еда). Только смартфон смог настолько прочно внедриться в наши жизни. Он занимает привилегированное место, находится постоянно рядом с нами, в сумочке или кармане. Это позиционирование даёт ему возможность влиять практически на каждую активность и взаимодействие, через которые мы проходим.

Далее не последует злобная тирада о том, как смартфоны меняют жизни молодёжи, забирая часы свободного времени и смещая на себя фокус с ещё недавно любимых занятий, а также укорачивая продолжительность концентрации внимания. На самом деле, научные изыскания об использовании смартфонов с раннего возраста ещё далеки от зафиксированных и безусловных. Почему так?

Первый iPhone был выпущен в 2007 году. Если бы вы выдали iPhone после его выхода как дорогой подарок классу двенадцатилетних школьников, то даже через двенадцать лет вы бы обладали крайне скудной информацией. Точные выводы о долгосрочном эффекте нельзя оценить, пока не появятся более крупные исследования, в которых будут отслеживаться сотни детей, использовавших смартфоны с раннего возраста.

Но это не остановило поток спекуляций.

Исследователи предположили, что смартфоны ведут к ожирению (посредством уменьшения физической активности пользователя), подавляют социальные навыки (заменяя общение лицом к лицу на бесконечную переписку), а синее свечение экрана смартфона может влиять на наш режим сна и когнитивную производительность.

Использование смартфонов также может повлечь изменения на психологическом уровне. По аналогии с тем, как наши глаза перенесли эпидемию близорукости после перехода нашей цивилизации на чтение и другие типы активности, связанные с ближней зоной зрения, часы, проведённые сгорбленными над экраном крошечного мобильного устройства, изменят осанку будущих поколений. Но каждый из этих аргументов является лишь гипотезой, которую подтвердить может разве что промежуточное исследование по меньшей мере через несколько лет изучения. Мы просто не знаем настоящих ответов.

Конечно, есть и тревожные звоночки. Исследования, которые изучают взрослых, обнаружили, что просто наличия смартфона на столе рядом с вами уже достаточно для ухудшения производительности в любой задаче, которая требует сосредоточенности. Эффект может быть ещё хуже для подросткового мозга, который уже находится в процессе напряженных внутренних изменений. Действительно, изменения в подростковом мозгу уступают по своей сложности лишь созданию нейронных связей в раннем детстве.

Что более тревожит, так это результаты исследования 2017 года, в результате которого был выявлен рост симптомов депрессии у подростков. Из полумиллиона подростков чаще чувствовали себя несчастными и страдали от низкой самооценки те, которые проводили больше времени со смартфоном и дольше пользовались социальными сетями. Неожиданный рост начался в 2012 году, когда у большинства подростков впервые появились смартфоны.

Подобные исследования могут говорить лишь о предполагаемой взаимосвязи. Несмотря на кричащие заголовки, они ничего не доказывают. Но они должны побуждать нас задавать вопросы о том, не ставит ли эта безотчетная любовь к чудесным карманным компьютерам под угрозу наших детей.

Одной из причин этому может быть тот факт, что у нас нет другого выбора. Технологические компании обставили нас. Они создали решения на базе смартфона для повседневных занятий (навигация, поддержка контакта с друзьями, фотосъёмка, поиск ответов на вопросы), и они на порядок лучше тех, которыми мы пользовались до того, как наши жизни подчинились смартфонам.

Наличие смартфона также соотносится с заботой родителей о новообретённой независимости детей. Он предлагает вариант подложить соломки тогда, когда ребёнок начинает гулять один и ходить на вечеринки без родительского контроля. Безопасность – мощный тотем. И многие семьи негласно ценят возможность телефонов ограждать детей от других неблагоприятных для них занятий. В конце концов, вам не нужно волноваться, что ваши дети катаются на скейтборде по загруженному шоссе с бандой отчаянных друзей, если они находятся в безопасности по ту сторону экрана в Snapchat.

Смартфоны также имеют мощный социально-экономический смысл. Лишь немногие родители обладают «иммунитетом» к безмолвному состязанию семей в благосостоянии и желанию показать, что их ребенок лучше других или, как минимум, не хуже. Жизнь без смартфона для 12 лет выглядит непростой и практически невозможной для подростков, это означает, что ребёнок вычеркнут из всего социального мира своих сверстников, в котором они обмениваются сообщениями, картинками и обсуждают свои планы. Добавьте к этому естественное желание быстро растущих детей перенимать привычки окружающих их взрослых, и вы увидите, почему идея наличия смартфона у ребёнка видится соблазнительной для всей семьи. Но предупреждения о том, что со смартфонами нужно быть осторожнее, иногда поступают из самых неожиданных источников, в том числе – от крупных игроков рынка технологий.

В 2017 году Билл Гейтс попал в заголовки после своего заявления о том, что он не разрешает детям иметь смартфоны до 14 лет. Стив Джобс ограничивал использование iPad своими детьми после его выхода на рынок. Тристан Харрис, бывший специалист по этике в Google, считает, что смартфоны созданы для того, чтобы привлечь внимание детей и удержать его навсегда. Но самым убедительным скептиком по части смартфонов является Чамат Палихапития, бывший вице-президент по наращиванию пользовательской базы Facebook. Он считает, что социальные сети разрывают «полотно» общества, замещая важные взаимодействия краткосрочными циклами обратной связи, основанными на сердечках, «лайках» и «пальцах вверх», и не разрешает детям принимать в этом участие.

Но, наверно, самыми важными мнениями являются голоса самих детей. Явное большинство подростков со смартфонами (90% между 13 и 17 годами, по данным исследования Pew Research) говорят, что проблемой их поколения является именно онлайн-жизнь, а 60% считают это серьезной проблемой. Им может понадобиться наша помощь. Одна деталь, которая стоит особняком в упомянутом исследовании, касается того, как проблемы подростка отражают проблемы взрослых. Дети описывают, как смартфон отвлекает их от школьных занятий, родителей он отвлекает от работы. И также как родители беспокоятся о том, сколько времени их дети проводят, уткнувшись в экраны, также и подростки описывают родителей, которые слишком увлечены смартфоном, предпочитая его реальным разговорам. Возможно, это показывает, что они, как и мы, иногда бессильны и не могут отключиться от чудес цифровой отдушины. Или же это означает, что пример использования смартфона родителями может иметь более акцентированное влияние на привычки детей, чем мы думаем.

Семьи, которые ставят чёткие правила по части смартфонов, смогут справиться с этим бесконечным соблазном цифрового забытья. Например, в некоторых домах создаются так называемые «семейные станции для устройств», где гаджеты остаются на ночь заряжаться и находятся не под рукой, и такие семьи могут быть более счастливыми. Но ясно одно: мы уже с головой окунулись в большой эксперимент со смартфонами. Последствия неизвестны. И однажды, в отдалённом будущем, именно наши дети опишут итоговые результаты.

Оригинальный материал, автор Мэтью МакДональд

Каждый раз, когда читаю материалы на эту тему, думаю о том, насколько непросто будет наполовину аналоговому поколению донести свою позицию до цифрового поколения, у которого уже совершенно другие ценности и установки. Для них сетевая жизнь является неотъемлемой частью мира и социума, как некогда для нас ей стали телевизоры. Наверно, в этот раз просто масштаб больше.

Я считаю, что взаимодействие детей с гаджетами должно строиться на доверии, но всё же при наличии четких правил. Иначе в результате уроки гаджет-этики преподаст общество, что не очень понравится ребенку. Но и полностью ограничивать — не выход. Вырванному из контактной группы подростку будет ещё сложнее. Нужно учить и учиться контролировать и отдавать отчёт о том или ином сценарии применения устройств в контексте реального взаимодействия или вне него. Иначе технический прогресс нас догонит и перегонит.

Читайте также